Известная теория гласит, что искусство отражает реальность. Конечно, не всё так просто, но в целом, с этой теорией согласен.
Как и с теорией, что деятели искусства, то есть те, кому суждено вырисовывать отражение современной реальности, являются такой же проекцией, отражением господствующих в этой реальности отношений. И воспроизводят их в своей среде. Поэтому, несмотря на все попытки художественной интеллигенции – так правильно называется этот слой, представить себя живущими в башне из слоновой кости и оттуда выносить независимые моральные суждения относительно существующих порядков, мы понимаем, что это неправда. Они так же вписаны в общественные отношения, как и все остальные люди.
И прекрасно, что в современности это становится всё более понятно и всё чаще высказывается и самими деятелями культуры. Не только словами, но и поступками. За это их и хотят постоянно лишить званий всяких народных и заслуженных, дескать, неподобающим образом ведут себя. Но капитализм играет на самых низменных чувствах людей, потому что их легче всего коммерциализировать. Тогда как можно требовать от мастеров культуры, чтобы они не увлеклись этим высокодоходным занятием?
К слову, всегда интеллигенция придерживалась господствующих в обществе (или, точнее, в определённому кругу) принципов отношений. Шла в ногу со временем. Хотя не всегда это было так заметно, как сейчас. Либеральнейший Мейерхольд в годы «военного коммунизма» ходил во френче и грозился в случае чего расстрелять любого, кто не согласен с его театральным искусством или вовремя не установил декорации. Да, и Пушкин – сколько раз он участвовал в дуэлях, этой главной дворянской забаве юных и не очень юных барчуков. Нет, чтобы чувства добрые лирой пробудить и протестовать против этого антигуманного занятия, ведущего своё происхождение от диких нравов первобытности.
А современные реалии очень хорошо отражает фильм «Крымский мост. Сделано с любовью!».
Судите сами, режиссёром выступил Тигран Кеосаян, некогда приличный мувимейкер, сын ещё более приличного, снявшего трилогию истернов про Неуловимых мстителей. Сценарий к фильму написала Маргарита Симоньян, главный редактор рупора агитпропа телеканала Russia Today, но, главное, жена Тиграна. В главной роли снялась бывшая жена режиссёра Алёна Хмельницкая, также среди актрис значится племянница Лаура Кеосаян. В довершении всего продюсером картины выступил старший брат Давид Кеосаян.
Всё в дом, всё в семью.
И всё бы ничего, если бы семейство Кеосаянов ура-патриотствовало на собственные деньги или хотя бы полученные от частной конторы. Так все 300 миллионов бюджета выделены государственным Фондом кино. Чем не идеальная коррупционная схема, чем не лучший распил года, чем не прекрасный образчик царящего в стране непотизма?
Да, им даже не надо было заморачиваться и фильм снимать! Могли бы просто-напросто расписать, кто чем занимается - и делов. Ведь всё у нас в стране делается, не так ли? Конечный продукт абсолютно не важен – главное, деньги промеж себя попилить.