Найти тему
машина

ЛуАЗы с московской пропиской

Жила-была в Москве по адресу аллея Жемчуговой, д.1 корп.1 одна фирмочка – ЗАО «Валетта». Образовалась она в самый разгар лихих девяностых, а занималась оптовой торговлей продуктов питания. Но какое отношение все это имеет к автомобильному каналу? Самое прямое! Ведь, немножко поднакопив оборотных средств на продуктах, руководитель «Валетты» Дмитрий Ильич Городецкий решил заняться более серьезным делом и организовать… автомобильное производство. Идея эта отнюдь не была оригинальной: в середине девяностых «отверточную» сборку автомобилей – преимущественно иностранных – в России осваивали уже десятки больших и мелких контор (правда, большинство из них остались неизвестными широкому кругу автолюбителей). Но необычным был выбор объекта производства: москвичи захотели выпускать и продавать украинские внедорожники и пикапы марки ЛуАЗ.

В общем, 6 ноября 1996 года «Валеттой» на Луцком автозаводе была приобретена лицензия на право использования интеллектуальной собственности предприятия – то бишь конструкторской документации, фирменной символики и т.д. А еще через полгода, 21 апреля 1997-го, ЗАО «Валетта» официально вошло в реестр предприятий-изготовителей автомобильной техники, оформив в институте НАМИ собственный WMI-код «Х5Х» (те три символа, с которых начинается VIN-код производимых предприятием автомобилей).

-2

Затем начался процесс сертификации. Большим подспорьем оказалось то, что «Валетте» позволили распространить на свои машины результаты сертификационных испытаний, проведенных парой лет ранее на автополигоне НАМИ самим Луцким автозаводом. В частности, в зачет пошли старые протоколы по проверке тормозных свойств, уровней шума, травмобезопасности рулевого управления и т.д. Правда, это было возможным только при условии ограничения периода действия получаемого сертификата 6-месячным сроком – по идее, вполне достаточным для отлаживания всех производственных процессов и выхода предприятия на ритмичный режим работы.

ЛуАЗ-1302 и ЛуАЗ-13021 сборки ЗАО "Валетта"
ЛуАЗ-1302 и ЛуАЗ-13021 сборки ЗАО "Валетта"

Первую пару заветных одобрений типа транспортного средства «Валетта» получила в октябре 1997-го, что позволило начать сборку и реализацию машин. Первое ОТТС было выдано на на грузопассажирские автомобили ЛуАЗ-1302 и ЛуАЗ-13024 (по «легковой» категории М1), второе – на грузовые модификации ЛуАЗ-1302-02, ЛуАЗ-13024-02 и ЛуАЗ-13021 (по «грузовой» категории N1).

ЛуАЗ-1302 сборки ЗАО "Валетта"
ЛуАЗ-1302 сборки ЗАО "Валетта"

В чем разница между всеми этими машинами? Под индексами 1302 и 13024 скрывался обычный «луазик» с четырьмя пассажирскими сиденьями в салоне, но соответственно со складной брезентовой либо жесткой пластиковой крышей. Модификация с дополнительным индексом «-02» – аналогичный на вид «луазик», но в грузовом исполнении, без задней пары складных сидений.

ЛуАЗ-13021 сборки ЗАО "Валетта"
ЛуАЗ-13021 сборки ЗАО "Валетта"

А версия 13021 представляла собой классический пикап с отдельной грузовой платформой и удлиненной колесной базой. Все машины оснащали двигателями типа МеМЗ-245 с жидкостным охлаждением от «Таврии» в вариантах под бензин АИ-93 (53 л.с.) или А-76 (49 л.с.).

Двигатель МеМЗ-245 под капотом ЛуАЗа
Двигатель МеМЗ-245 под капотом ЛуАЗа

Сам сборочный процесс осуществлялся стапельным методом в помещениях вагоноремонтного депо в поселке Поварово из Солнечногорского района Подмосковья. Руководитель «Валетты» озвучивал в прессе, что проектная мощность предприятия составляет 1,5 тысячи автомобилей в год. Но реальные планы были значительно скромнее: в первый год ставилась задача продать хотя бы 50 ЛуАЗов по цене порядка 5 тысяч долларов США (это было на пару тысяч дешевле, чем стоили в то время УАЗы).

Интерьер кабины ЛуАЗ-13021
Интерьер кабины ЛуАЗ-13021

О «луазиках» с московской пропиской тогда узнали довольно многие: про деятельность «Валетты», в частности, в 1998 году дважды – в январе и мае – написал журнал «За рулем». А в конце августа два собранных на «Валетте» автомобиля – пикап ЛуАЗ-13021 и обычный ЛуАЗ-1302 – экспонировались на выставке MIMS’98. Как раз накануне, 11 августа, предприятие получило новую пару одобрений типа, уже с годовым сроком действия. Вот только перспективы дальнейшего существования «Валетты» как автосборочного предприятия на тот момент уже повисли на волоске…

ЛуАЗ-1302 и ЛуАЗ-13021 на MIMS'98
ЛуАЗ-1302 и ЛуАЗ-13021 на MIMS'98

Причин тому было сразу две. Во-первых, в дни проведения московского автосалона в стране уже вовсю бушевал финансовый кризис. А во-вторых, серьезнейшие проблемы начались у самого Луцкого автозавода, фактически остановившего производство внедорожников: за весь 1998 год на ЛуАЗе смогли собрать всего 6 (шесть!) комплектных внедорожников…

ЛуАЗ-13021 на MIMS'98
ЛуАЗ-13021 на MIMS'98

Изготовление «луазиков» в Подмосковье по инерции продолжалась до 1999 года, пока хватало поставленных ранее сборочных комплектов. В дальнейшем проект был закрыт. В общей сложности на «Валетте» успели собрать около 150 автомобилей, включая два десятка пикапов ЛуАЗ-13021 и несколько единиц грузовых ЛуАЗ-1302-02. В Луцке же последние экземпляры внедорожников этого семейства изготовили в 2001 году, а сам завод в дальнейшем перепрофилировали под сборку более востребованных автомобилей ВАЗ.

Николай Марков, специально для канала МАШINA
Спасибо за внимание! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации, СТАВЬТЕ ЛАЙК и ДЕЛИТЕСЬ с друзьями в соцсетях, если пост показался вам интересным - это важно для дальнейшего развития канала!