Жила-была в Москве по адресу аллея Жемчуговой, д.1 корп.1 одна фирмочка – ЗАО «Валетта». Образовалась она в самый разгар лихих девяностых, а занималась оптовой торговлей продуктов питания. Но какое отношение все это имеет к автомобильному каналу? Самое прямое! Ведь, немножко поднакопив оборотных средств на продуктах, руководитель «Валетты» Дмитрий Ильич Городецкий решил заняться более серьезным делом и организовать… автомобильное производство. Идея эта отнюдь не была оригинальной: в середине девяностых «отверточную» сборку автомобилей – преимущественно иностранных – в России осваивали уже десятки больших и мелких контор (правда, большинство из них остались неизвестными широкому кругу автолюбителей). Но необычным был выбор объекта производства: москвичи захотели выпускать и продавать украинские внедорожники и пикапы марки ЛуАЗ.
В общем, 6 ноября 1996 года «Валеттой» на Луцком автозаводе была приобретена лицензия на право использования интеллектуальной собственности предприятия – то бишь конструкторской документации, фирменной символики и т.д. А еще через полгода, 21 апреля 1997-го, ЗАО «Валетта» официально вошло в реестр предприятий-изготовителей автомобильной техники, оформив в институте НАМИ собственный WMI-код «Х5Х» (те три символа, с которых начинается VIN-код производимых предприятием автомобилей).
Затем начался процесс сертификации. Большим подспорьем оказалось то, что «Валетте» позволили распространить на свои машины результаты сертификационных испытаний, проведенных парой лет ранее на автополигоне НАМИ самим Луцким автозаводом. В частности, в зачет пошли старые протоколы по проверке тормозных свойств, уровней шума, травмобезопасности рулевого управления и т.д. Правда, это было возможным только при условии ограничения периода действия получаемого сертификата 6-месячным сроком – по идее, вполне достаточным для отлаживания всех производственных процессов и выхода предприятия на ритмичный режим работы.
Первую пару заветных одобрений типа транспортного средства «Валетта» получила в октябре 1997-го, что позволило начать сборку и реализацию машин. Первое ОТТС было выдано на на грузопассажирские автомобили ЛуАЗ-1302 и ЛуАЗ-13024 (по «легковой» категории М1), второе – на грузовые модификации ЛуАЗ-1302-02, ЛуАЗ-13024-02 и ЛуАЗ-13021 (по «грузовой» категории N1).
В чем разница между всеми этими машинами? Под индексами 1302 и 13024 скрывался обычный «луазик» с четырьмя пассажирскими сиденьями в салоне, но соответственно со складной брезентовой либо жесткой пластиковой крышей. Модификация с дополнительным индексом «-02» – аналогичный на вид «луазик», но в грузовом исполнении, без задней пары складных сидений.
А версия 13021 представляла собой классический пикап с отдельной грузовой платформой и удлиненной колесной базой. Все машины оснащали двигателями типа МеМЗ-245 с жидкостным охлаждением от «Таврии» в вариантах под бензин АИ-93 (53 л.с.) или А-76 (49 л.с.).
Сам сборочный процесс осуществлялся стапельным методом в помещениях вагоноремонтного депо в поселке Поварово из Солнечногорского района Подмосковья. Руководитель «Валетты» озвучивал в прессе, что проектная мощность предприятия составляет 1,5 тысячи автомобилей в год. Но реальные планы были значительно скромнее: в первый год ставилась задача продать хотя бы 50 ЛуАЗов по цене порядка 5 тысяч долларов США (это было на пару тысяч дешевле, чем стоили в то время УАЗы).
О «луазиках» с московской пропиской тогда узнали довольно многие: про деятельность «Валетты», в частности, в 1998 году дважды – в январе и мае – написал журнал «За рулем». А в конце августа два собранных на «Валетте» автомобиля – пикап ЛуАЗ-13021 и обычный ЛуАЗ-1302 – экспонировались на выставке MIMS’98. Как раз накануне, 11 августа, предприятие получило новую пару одобрений типа, уже с годовым сроком действия. Вот только перспективы дальнейшего существования «Валетты» как автосборочного предприятия на тот момент уже повисли на волоске…
Причин тому было сразу две. Во-первых, в дни проведения московского автосалона в стране уже вовсю бушевал финансовый кризис. А во-вторых, серьезнейшие проблемы начались у самого Луцкого автозавода, фактически остановившего производство внедорожников: за весь 1998 год на ЛуАЗе смогли собрать всего 6 (шесть!) комплектных внедорожников…
Изготовление «луазиков» в Подмосковье по инерции продолжалась до 1999 года, пока хватало поставленных ранее сборочных комплектов. В дальнейшем проект был закрыт. В общей сложности на «Валетте» успели собрать около 150 автомобилей, включая два десятка пикапов ЛуАЗ-13021 и несколько единиц грузовых ЛуАЗ-1302-02. В Луцке же последние экземпляры внедорожников этого семейства изготовили в 2001 году, а сам завод в дальнейшем перепрофилировали под сборку более востребованных автомобилей ВАЗ.
Николай Марков, специально для канала МАШINA
Спасибо за внимание! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации, СТАВЬТЕ ЛАЙК и ДЕЛИТЕСЬ с друзьями в соцсетях, если пост показался вам интересным - это важно для дальнейшего развития канала!