Итак, вы решили вести свой семейный бюджет. Первое, что вы сделали, это начали фиксировать свои доходы и расходы. Это необходимо для того, чтобы увидеть, нет ли у вас перерасхода, и есть ли экономия (а она будет только тогда, когда вы систематизируете и оптимизируете свои расходы).
Зная свои доходы и расходы, вы сможете планировать расходы на будущее. Делать это можно разными способами. Я для себя выбрала метод не новый, проверенный годами - система конвертов. Этот метод очень прост и подходит тем, кто только учится планировать свой бюджет. Он основывается на разделении семейных финансов на несколько частей, и хорош тем, что четко позволяет планировать, сколько денег и на какие нужды понадобится.
На практике это выглядит так. Все доходы за месяц раскладываются по бумажным конвертам, в каждый конверт откладываются средства на какую-либо определенную категорию расходов (коммунальные платежи, питание, лекарства, одежда и обувь, транспорт, непредвиденные расходы, отпуск и т. д.). Количество конвертов - на ваше усмотрение и потребности (но лучше не более 7). Конверты, соответственно, подписываем.
Перед тем как начать использовать этот метод, нужно четко представлять размер месячного дохода семьи, грамотно планировать, какие будут обязательные и регулярные траты (коммунальные платежи, питание, выплаты по кредиту и др.). Отложив деньги на эти цели, оставшуюся сумму разделите на остальные планируемые затраты, и положите их в соответствующий конверт. Например, если в этом месяце я планирую покупку одежды или обуви в соответствующий конверт откладывается сумма, на которую я рассчитываю их купить (перед покупкой обязательно мониторю цены на соответствующий товар). А остальное распределяется между оставшимися конвертами. У меня есть и конверт сэкономленное, содержимое которого в конце месяца отправляется на пополняемый банковский вклад - это накопления. Например, купили куртку дешевле, чем предполагалось - оставшиеся деньги отправляются туда.
Главное правило - берем деньги на расходы только из соответствующего конверта. Единственное исключение у меня - это лекарства. Лекарства бывают очень дорогостоящие, а предугадать, кто и когда заболеет сложно. Для этих целей у меня и есть конверт "непредвиденные расходы". Но это исключение из правил. И в конверт "коммунальные платежи" откладываю " с припасом", т. к. основная часть их оплачивается по счетчикам, сумма может увеличиться, если чуть больше "нажжешь" или "нальешь".
Если в конце месяца в каком-то конверте остаются деньги, они переходят в конверт "сэкономленное" и отправляются "на работу" в банк (об этом я уже писала).
Это мой, и довольно успешный, личный опыт. Благодаря этому методу планировать бюджет просто и все траты становятся прозрачными и очевидными.