Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Узбекистан и Украина на днях очутились в состоянии некой торговой неопределенности. Причина всему – конфликт вокруг ввоза узбекских автомобилей на Украину. При этом украинская сторона заявила, что пока не вводила никаких ограничений, а вот ее производители уже столкнулись с трудностями на таможне Узбекистана.
В чем дело?
По мнению экспертного сообщества двух стран, экономический скандал может серьезно испортить отношения некогда дружных государств, если Узбекистан и Украина не подойдут к разрешению этого конфликта мудро. Однако, пока ясно одно – узбекско-украинский конфликт быстро не закончится, ведь расследование по делу GM Uzbekistan продлится 12-14 месяцев.
Все началось с того, что в октябре этого года Киев начал антисубсидиционное расследование в отношении импорта автомобилей узбекского предприятия GM Uzbekistan. Расследование стартовало с подачи национальной ассоциации "Укравтопром", где считают, что импорт автомобилей Ravon идет вразрез с законом Украины "О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта".
По данным "Укравтопрома", с 2015 по 2017 годы объем импорта легковых автомобилей из Узбекистана на Украину вырос в абсолютных показателях более чем на 760%. Более того, Ассоциация утверждает, что узбекские производители легковых автомобилей могли получать госсубсидии и пользоваться отдельными льготами в рамках этих субсидий. Проверкой этой информации занялась комиссия Украины по международной торговле.
Реакция Ташкента не заставила себя ждать. В парламенте Узбекистана разочарованы расследованием Украины в отношении импорта узбекских легковых автомобилей, а некоторые депутаты призывают власти принять ответные меры, если украинское правительство решится принять ограничительные меры.
Так, например, депутат законодательной палаты парламента от Либерально-демократической партии Узбекистана Расул Кушербаев заявил, что "в Узбекистане достаточно производителей, которые могли бы заместить украинский импорт, но наша сторона не организует какие-либо спецпроверки или запретительные меры по его ввозу". Он сообщил, что речь, в первую очередь, идет о кондитерской продукции, сахаре, лекарствах.
"Мы всегда готовы принять встречные меры, поэтому надеемся, что украинская сторона примет мудрое решение, которое не нанесет вред многолетним дружеским отношениям", – добавил депутат. При этом он отметил, что за последние три года импорт товаров с Украины составил 642 миллиона долларов, тогда как узбекский экспорт – 169 миллионов долларов. То есть сальдо торгового баланса между двумя странами склоняется сильно в пользу Украины.
На развитие событий оперативно отреагировали и послы обеих стран. Так, посол Узбекистана на Украине Алишера Абдуалиева заявил, что обвинения Киева беспочвенны.
"Здесь необходимо отметить, что доля узбекских легковых автомобилей, подобных производимым на Украине, составила всего лишь 0,35% в 2015 году, 0,22% в 2016 году и 0,87% в 2017 году. В 2017 году модель Ravon занял 10-е место по продажам. При таких объемах продаж непонятно, как Ravon мог нанести ущерб украинским автопроизводителям. По моему наблюдению, это все является преднамеренной дискриминацией, точнее, вытеснение конкурента с рынка", – сказал Алишер Абдуалиев.
В свою очередь, посол Украины в Узбекистане Юрий Савченко заявил, что в отношении узбекских автомобилей никаких запретов пока нет, однако украинские товары уже сталкиваются с проблемами на таможне Узбекистана.
"Мне уже два дня звонят украинские производители, в частности, фармацевтические предприятия, и говорят, что таможня Узбекистана приостановила растаможивание товаров с Украины. Мы расцениваем это действие как понуждение к расследованию в "правильном русле". Я думаю, что такие шаги точно не соответствуют дружеским отношениям между нашими странами", – сказал Юрий Савченко.
При этом посол подчеркнул, что после начала расследования никаких мер по ограничению ввоза и продажи товара, в отношении которого оно проводится, не может быть.
"То есть никаких ограничительных мер по отношению к узбекским автомобилям на Украине не вводилось. Это запрещено законом до окончания расследования. Мы приглашаем Узбекистан к диалогу, чтобы тот дал ответы на возникшие вопросы. Получение этих ответов внесет ясность в сложившуюся ситуацию", – сообщил посол.
Экспертное мнение
Между тем, украинский политолог, кандидат политических наук, советник Национального института стратегических исследований Алексей Полтораков в интервью корреспонденту АН Podrobno.uz рассказал, в чем причина конфликта и можно ли ее разрешить.
По его словам, данная проблема имеет два взаимосвязанных измерения – внутреннее и внешнее.
"Внутреннее измерение связано с непростой ситуацией, сложившейся в сфере производства легковых автомобилей в Украине и торговле ими на внутреннем рынке. Производство автомобилей, прежде всего, легковых, в Украине сейчас переживает исключительно трудные времена. Если производство грузовиков несколько спасает немалый оборонный заказ, то производство легковушек, наоборот, все более осложняется как общей ситуацией в индустрии, так и внешними факторами", – заметил он.
В результате, добавляет Полтораков, выпуск легковых автомобилей в Украине по состоянию на осень текущего года по сравнению с объемами прошлого года просел почти на треть. Например, на "Еврокар" – единственном предприятии в Украине, производящем легковушки (SKD методом) – в мае собрано всего 374 авто, а в сентябре – 476 авто", – говорит Алексей Полтораков.
По словам эксперта, дополнительно ситуацию усугубляет совокупность внешних факторов – все большее наводнение украинского внутреннего рынка импортными легковушками, как новыми, так и б/у.
"Показателен политизированный скандал в связи с так называемыми "евробляхами", то есть использованием "серых зон" национальной нормативно-административной базы. На фоне этого за три последних года (2015-2017) наблюдался более чем значительный рост импорта автомобилей из Узбекистана: в 2015 году – 328 автомобилей, в 2016 году – 435, а в 2017 году – 2823. Это, если мерить в абсолютных показателях, – рост на 760,7%, а относительно потребления и производства в Украине – на 440,7% и 957,7% соответственно", – отметил Полтораков.
Разбирая динамику продажи автомобилей из Узбекистана, политолог напомнил и про проведенное еще 26 июня президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым совещание по проблемам узбекского автопрома.
"На нем сам президент Узбекистана обратил внимание на то, что произведенные в Узбекистане автомобили на протяжении нескольких лет продаются за границу по цене ниже себестоимости. Анализируя ситуацию со своей стороны, украинские профильные эксперты-автопромовцы предварительно пришли к сопоставимым выводам, чем и аргументировали необходимость провести соответствующее торгово-экономическое расследование", – сказал он.
По его мнению, сразу стоит обратить внимание, что речь идет не более чем о антисубсидиционном расследовании, то есть о желании разобраться в проблеме, а не о какой-либо "торговой войне" или чем то подобном.
"Следует также помнить, что до окончания расследования законом запрещается принимать какие-либо меры по ограничению ввоза и продажи товара, в отношении которого оно проводится. В конце концов, это просто невыгодно – своей необъективностью возможного влияния как на результат, так и на производные выводы из него", – считает Алексей Полтораков.
"Как видится, поднятая инициацией торгово-экономического расследования проблема носит не более чем "технический" характер, и вполне может быть оперативно разрешена уже в формате экспертного украинско-узбекского диалога. Тем более, что для украинско-узбекских геоэкономических отношений всегда была характерна именно атмосфера доверия и конструктива. А производные "политические" выводы должна сделать каждая из сторон – сама для себя", – заключил Алексей Полтораков.
Новости не выбирают: читайте все самое интересное в Telegram-канале АН Podrobno.uz