Друзья мои, а знакома ли вам ситуация: "Если мне надо что-нибудь делать, то я никак не могу заставить себя это делать, а если мне не надо чего-нибудь делать, то я никак не могу заставить себя этого не делать" (Н.Носов, "Витя Малеев...")? Не приходилось ли вам сажать свой холодильник на ночь на цепь, чтобы ваши шаловливые ручки туда не лезли? Не приходилось ли вам практически за волосы оттаскивать себя от Интернета или от сериала, в который вы уткнулись, несмотря на кучу неотложных дел за вашей спиной? У меня такое бывало не раз.
И тогда моя память мне подсовывала: "Я воображал, будто я человек с очень сильной волей и твёрдым характером, а оказалось, что я человек безвольный, слабохарактерный" (тот же "Витя Малеев").
А где взрослые люди берут силу воли (она же - самоконтроль)? Правильно: ещё в своём детстве вырабатывают.
Я тут в прошлой статье рекламировала вам стихи С.Михалкова и Э.Успенского: про детей, за которых всё любящие родственники делают, и про то, кто из этих детей вырастает - амёбы какие-то инфантильные, безвольные и на жизнь обиженные. Но мы же не хотим вырастить такими своих детей? Иначе - что их ждёт?
Есть термин: "эмоционально-волевая сфера". Психологи, неврологи, нейропсихологи (в том числе Визель Т.Г.) бьют тревогу. Мы прекрасно развиваем у наших детей эмоции, а волю (самоконтроль) практически не воспитываем!
Нам очень хочется уберечь своё дитятко: "Пусть хоть наши дети поживут беззаботно и по-человечески - в тепле и шоколаде". Бежим выполнять желания, бережём их нежные ручки от домашней работы. Лишь бы дети не страдали. Но в жизни так не бывает. Визель Т.Г.: "Очень важная вещь - слово "потерпи".
Я упоминала "принцев датских" и "бояр с боярынями". Но давайте вспомним, как строго и даже сурово воспитывали дворянских детей. Обязательное послушание старшим (не только матери и отцу). Строгое соблюдение распорядка дня. Физические тренировки и закаливание, укрепляющие не только здоровье, но и дисциплину. Соблюдение правил хорошего тона: простота в одежде; поведение в обществе не должно вызывать раздражение окружающих. Демонстрация богатства - непристойность; высокомерие, чванство - дурной тон. За обеденным столом - громко не разговаривать, соблюдать этикет. Трудности и удары судьбы следует переносить, не падая духом и не теряя собственного достоинства. Девушки из аристократических семей (и царской семьи) работали сёстрами милосердия в военных госпиталях, видели грязь, кровь и страдания. Аристократы выживали после революции в эмиграции чаще, чем представители других слоёв общества. У детей с детства воспитывали волю.
Почитайте, какими были порядки в Царскосельском лицее, кадетских корпусах и пансионах благородных девиц. Очень показательно.
Вот напоследок некоторые выдержки из книги И.Якутенко "Воля и самоконтроль: как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами". В 2010 г. большой коллектив исследователей из разных стран представил итог 32-летнего наблюдения за тысячью детей: воля (самоконтроль) - главный критерий успеха в жизни. Люди, не контролирующие свои порывы, в целом хуже справляются с жизнью.
Знаете ли вы, что люди со слабым самоконтролем помимо неуспеха в учёбе и карьере:
а) чаще разводятся;
б) чаще страдают от ожирения и диабета второго типа;
в) чаще попадают в больницы с травмами;
г) чаще берут кредиты и влезают в долги;
д) чаще цепляют половые инфекции;
е) чаще беременеют в подростковом возрасте;
ж) чаще проявляют жестокость в быту;
з) с большей вероятностью становятся преступниками.
Вряд ли мы хотим всего этого своим детям. Давайте не будем превращать нашу родительскую любовь и заботу в гиперопеку, лишающую детей воли, дисциплины и ответственности.
(По опыту: некоторые дети впервые слышат слова "дисциплина" и "субординация", только придя в школу. Очень удивлены бывают...)