В день штурма Сапун-горы 622-й штурмовой авиационный полк одним из первых наносил удары в районах высот Черная и Карань. Ведущими в тот день летали Герой Советского Союза старший лейтенант ижевчанин Опалев В. Н., майор Юхотников Н. А., капитан Шибаев А. В. и Беляев И. С.
8 мая при нанесении штурмового удара по войскам противника на восточной окраине Севастополя самолет Опалева был подбит зенитной артиллерией, а сам он получил осколочное ранение, но сумел привести самолет к своему аэродрому в совхозе Булатчи.
Об этом случае Опалев рассказывает так:
— Заход на посадку я стал производить не на аэродром, а на поле, рядом с аэродромом, так как предчувствовал, что при посадке может произойти авария, а это задержит своевременный выпуск других самолетов на боевое задание.
Оба крыла моего самолета были пробиты зенитными снарядами насквозь и поврежден стабилизатор. Я с трудом удерживал самолет в горизонтальном полете. Сил моих не хватало, помог планшет с картой. Я использовал его как упор между ручкой управления и своим сидением.
Когда перевел самолет в планирование и уменьшил скорость на высоте выравнивания, то он резко накренился в левую сторону и опустил нос. Затем последовал удар левым крылом и мотором одновременно, а потом правым крылом о землю. И самолет разлетелся на пять частей. В разных местах остались лежать оба крыла, оторвавшийся мотор, фюзеляж с хвостовым оперением и бронированная кабина со мной и воздушным стрелком сержантом Васильцом.
Нас, раненых и контуженных, увезли в госпиталь, а разбросанные части самолета с помощью буксировочного трактора стаскивали в одно место.
Последний удар в Крыму на мысе Херсонес штурмовики полка наносили уже без участия Опалева. Он в это время находился в госпитале. Но там он пробыл недолго: всего две недели.
По прибытии в родной полк ему пришлось выполнять не совсем обычное задание.
Нужно было произвести фотосъемки штурма Сапун-горы и взятие Севастополя с участием самолетов ИЛ-2.
Эта операция проходила на Сапун-горе. Была проведена рекогносцировка местности, проработаны задачи наземных войск и авиации. Тщательно изучены ориентиры и сигнальные средства. Все было готово.
И вот 22 июня кинооператоры заняли свои места и на земле и в самолетах, чтобы заснять исторический момент, который воспроизводился с точностью до мелочей.
Ведущим группы штурмовиков ИЛ-2 был Владимир Никифорович Опалев. На одном из кинокадров виден пикирующий штурмовик со сдвинутым фонарем. Знайте, что это самолет Опалева. Чтобы лучше видеть «штурмуемые» на земле объекты, он кабину оставил открытой.
Когда советские люди смотрят в кино кадры штурма Сапун-горы, то не подозревают, что эти съемки производились не 7 мая, а 22 июня 1944 года.
На отдельных кинокадрах видны опознавательные знаки самолетов — косая белая полоса на киле хвостового оперения. Эти же опознавательные знаки мы видим на самолетах ИЛ-2, изображенных художниками на полотне в диораме «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Мало кто знает, что такие опознавательные знаки принадлежали всем самолетам 622-го штурмового авиационного Севастопольского краснознаменного полка, в котором так отважно сражался бывший фэзэушник из Ижевска.
Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!