Найти тему
Роман Манекин

Обращение в Народный Совет Донецкой Народной Республики

В соответствии со ст.80 ч.1,3 Конституции Донецкой Народной Республики от 14.05.2014 года (с изменениями, внесенными законами от 27.02.2015 года № 17-IНС; от 29.06.2015 года № 63-IНС; от 11.09.2015 года № 92-IНС): «1. Правосудие в Донецкой Народной Республике осуществляется только судом; 3. Статус, полномочия, порядок и гарантии деятельности судей определяются законом Донецкой Народной Республики». В соответствии со ст.86 ч. 5.: «Суды в Донецкой Народной Республике осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией и законом Донецкой Народной Республики». Однако, фактически, начиная с 22 ноября 2014 года, суды ДНР действовали на основании Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики «О создании судебной системы» от 22.10.2014 года № 40-1 и Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики «О судебной системе» от 22.10.2014 года № 40-2. Закон Донецкой Народной Республики «О судебной системе Донецкой Народной Республики» от 31.08.2018 года № 241-IНС и Закон Донецкой Народной Республики «О статусе судей» от 31.08.2018 года № 242-IНС были приняты и вступили в действие четыре года спустя.

В соответствии со ст 8.ч. 2, 5. Закона ДНР №72-IHC от 07.08.2015 «О нормативных правовых актах»: «2. Конституция Донецкой Народной Республики имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Донецкой Народной Республики»; 5. Нормативные правовые акты Совета Министров Донецкой Народной Республики не должны противоречить Конституции и законам Донецкой Народной Республики, указам Главы Донецкой Народной Республики и постановлениям Народного Совета Донецкой Народной Республики. Нормативные правовые акты Совета Министров Донецкой Народной Республики в случае их противоречия Конституции и законам Донецкой Народной Республики должны быть отменены Главой Донецкой Народной Республики». Постановления СМ ДНР от 22.10.2014 года № 40-1 и № 40-2 явным образом не соответствуют требованиям ст.80 ч.1,3 и ст.86 ч. 5 Конституции Донецкой Народной Республики.

Таким образом, в период с 22 ноября 2014 года по 31 августа 2018 года суды ДНР действовали антиконституционно и все, без исключения, судебные решения, вынесенные в указанный период, являются незаконными.

В соответствии с «Оперативной статистической информацией о работе Верховного Суда, судов общей юрисдикции и специализированных судов Донецкой Народной Республики по осуществлению правосудия за 10 месяцев 2018 года (по состоянию на 31.10.2018)», опубликованной на официальном сайте Верховного Суда ДНР: только «в январе – октябре 2018 года в производстве судов Донецкой Народной Республики находилось 96 379 дел и материалов… Из указанного количества дел и материалов, судами Донецкой Народной Республики в период с 09.01.2018 по 31.10.2018 было рассмотрено 79 436 дел и материалов или 82,4 % от общего количества дел и материалов…». Исходя из данной информации, можно предположить, что за четыре года, начиная с 22 ноября 2014 года, суды ДНР приняли судебных решений в четыре раза больше, чем указано в упомянутом документе.
Все эти решения являются незаконными.

В соответствии со ст.383 ч.1, п.2 . Уголовно-процессуального Кодекса Донецкой Народной Республики № 240-IHC от 24.08.2018 (введен в действие 20.09.2018 г.): «1. Основаниями для отмены или изменения судебных решений, указанных в части 1 статьи 363 настоящего Кодекса, при рассмотрении дела в апелляционном суде являются:… 3) существенное нарушение уголовно-процессуального закона». В соответствии с ст. 386 ч.1, 2 п.2. УПК ДНР: «Существенным нарушением требований уголовно-процессуального закона являются такие нарушения требований настоящего Кодекса, которые воспрепятствовали или могли воспрепятствовать суду полно и всесторонне рассмотреть дело и вынести законный, обоснованный и справедливый приговор или постановление. 2. Приговор (постановление) во всяком случае подлежит отмене, если: 2) приговор вынесен незаконным составом суда». Аналогичная норма существует в ГПК ДНР.

Таким образом, все приговоры и все судебные решения, вынесенные судами Донецкой Народной Республики в период с период с 22 ноября 2014 года по 31.08.2018 года, подлежат обязательной отмене, а дела пересмотру.

Как привести существующее положение дел в соответствие с требованиями Закона?

Для реализации указанной необходимости настоящим предлагается:
1. Разработать и принять Закон Донецкой Народной Республики «Об амнистии».
А) Действие указанного Закона не должно распространяться на лиц, осужденных судами Украины и отбывающих наказание в исправительных учреждениях Донецкой Народной Республики. ДНР не имеет законного права удерживать этих лиц на территории республики, поскольку в соответствии с Указом №875/2014 Президента Украины, которым введено в действие решение СНБО Украины по Донбассу от 4 ноября 2014 года, государственным учреждениям Украины предписано покинуть зону проведения, так называемой «Анти-Террористической Операции» (АТО). Указанные лица должны быть переданы украинской стороне незамедлительно и без всяких предварительных условий.
Б) Предполагается также, что действие Закона ДНР «Об амнистии» не должно распространяться на граждан РФ, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Республики за преступления, совершенные на ее территории. Во исполнение данного пункта предлагается Министерству иностранных дел ДНР провести консультации с государственными, в том числе, следственными и судебными органами Российской Федерации о заключении соглашения о передаче лиц, совершивших преступления на территории, не подсудной судам РФ, вместе с материалами, для вынесения решений по сути дела. Это, разумеется, сложный вопрос, особенно в условиях непризнания ДНР Российской Федерацией, но он требует правового разрешения.
В) Рассмотреть возможность амнистии для отдельных категорий граждан ДНР, совершивших преступления на территории ДНР, в соответствии с международными стандартами, с учетом обстоятельств военного времени и требованием особого внимания к делам, фигурантами которых являются военнослужащие Вооруженных Сил ДНР и ополченцы Народного Ополчения ДНР.
2. Разработать и принять Закон Донецкой Народной Республики «О создании Временной Следственной Комиссии при Народном Совете ДНР», в функционал которой входило бы предварительное рассмотрение дел, по которым приняты судебные решения в период с с 22 ноября 2014 года по 31 августа 2018 года, с целью разгрузить судебную систему ДНР при пересмотре большого количества дел. Такая Комиссия могла бы работать на общественных началах и состоять в равных долях из представителей МВД ДНР, Прокуратуры, Суда и Адвокатуры. В комиссии могли бы участвовать, в том числе, ветераны указанных государственных органов. 3. Поручить разработку упомянутых законопроектов специализированному Комитету Народного Совета ДНР и ограничить их в исполнении указанного проекта сроком до января 2019 года.

Прим. В сущности, проекты указанных Законов уже существуют. Они созданы в порядке общественной инициативы. Их, эти проекты, нужно только рассмотреть и принять законным составом Народного Совета ДНР. Спасибо!

С уважением,
Роман В.Манекин, 07.11.2018 г.