Найти тему
Бабр

Как мы не покончили с горами мусора

В экономических трудностях в России часто обвиняют или правительство, или Центробанк, или еще какой-нибудь федеральный орган. В их работе почти всегда можно что-то критиковать, но все же, справедливости ради, отметим, что неслабый вклад в экономические трудности делают и отечественные бизнесмены, порой принимающие явно нерациональные решения.

Насколько мне известно, эта проблема не рассматривалась как фактор, тормозящий экономическое развитие страны. Во всяком случае, я ни разу об этом не слышал. Однако, на мой взгляд, она настолько существенна, что об этом стоит поговорить.

В качестве иллюстрации приведу такой пример. Пару лет назад, в силу своего интереса к технологии пиролиза, я познакомился с пиролизной установкой "ЭКУОТ", созданной ООО "ОЗОМ" (генеральный директор Сергей Лавров, горный инженер с большим опытом работы в угледобыче, обладатель звания "Почетный шахтер"). Я посетил опытную установку в Клину и увидел ее на ходу, в работе.

Установка мне очень понравилась. Компактная, с вращающимся реактором, оснащенная сортировочными конвейерами, она перерабатывала бытовой мусор в жидкое топливо, горючий газ и кокс, на мой взгляд, наиболее рациональным образом. Ее можно было сделать стационарной или мобильной (автомобильного, железнодорожного и судового исполнения), и перед ней открывались широкие перспективы, от экологического (ликвидация свалок бытовых отходов), до военно-хозяйственного.

ООО "ОЗОМ", испытывая установку, планировало сотрудничать с тверской группой компаний "Мегалион", производившей весьма хорошие мусоросортировочные комплексы. Сочетание сортировочных конвейеров с пиролизными установками было с очевидностью выгодным, и я тогда полагал, что уже в ближайшие годы появятся первые заводы, и этот технология начнет свое победное шествие.

Ожиданиям моим, впрочем, не суждено было оправдаться. Посетив в октябре 2018 года выставку WASMA-2018, в Сокольниках, в Москве, посвященную мусоропереработке, я с удивлением увидел стенд ГК "Мегалион". На стенде был проект комплекса пиролизной переработки мусора, но без упоминания важнейшего партнера. Представитель компании рассказывал, что они готовы построить завод на 100 тысяч тонн мусора в год.

Подошел, спросил, а как же установка "ЭКУОТ" Сергея Лаврова. На что мне был дан ответ, что компания имеет свою установку, свой патент и так далее. В рассказе представителя компании речь шла, как мне помнится, о проекте с инвестициями в 700 млн. рублей. Посчитав, что эта сумма слишком большая для вложений в рисунок на бумаге, я задал вопрос:

- А где ваш завод? Где можно пощупать Вашу технологию "в металле"?
- У нас его нет, - вынужден был сознаться представитель компании.
- Ну так, а в чем проблема построить? - задал я еще один вопрос.
- Нам нужно финансирование, - сказал представитель компании.

После этого диалога мне стало очевидно, что сотрудничество двух компаний прекращено, и "Мегалион", очевидно, решил действовать самостоятельно. Причины такого решения мне в точности не известны.

Насколько я смог понять, собственной пиролизной установки у ГК "Мегалион" нет, и показать им заказчикам нечего.

Вероятно, руководство компании надеется ее быстро создать. В реалистичности этого подхода я крепко сомневаюсь, поскольку пиролиз бытового мусора выглядит простым только на первый взгляд. Там есть немало тонкостей и нюансов, на овладение которыми требуется много времени и опыта. Плохая, капризная и ненадежная установка, скорее всего, закопает инвестиционный проект, поскольку все недостатки и изъяны, терпимые на опытном образце, несомненно станут большой проблемой в масштабах крупного завода.

Эти изъяны вполне могут сделать завод нерентабельным.

Это была бы только история размолвки двух компаний, если бы не некоторые обстоятельства. Во-первых, такая технология нам была нужна позавчера. Нам нужно покончить, наконец, с нарастающими горами мусора. Для Прибайкалья, также испытывающего проблемы с мусором, особенно в охраняемой зоне и в туркомплексах, такой завод очень важен. На мой взгляд, он наиболее приемлем с экологической точки зрения и позволил бы очистить берега Байкала от завалов мусора и поддерживать их в чистоте. Да и вообще, многие города и поселки вздохнули бы легче в буквальном смысле слова, избавившись от свалок. Во-вторых, эта технология способна создать целую отрасль, рабочие места, дать заказы машиностроителям, производить полезную продукцию из бросового сырья. Большое экономическое ее значение очевидно.

Но было принято решение, на мой взгляд очень нерациональное, которое эти перспективы перечеркнуло. Быстро внедрить эту мусороперерабатывающую технологию, на мой взгляд, можно было только на основе сотрудничества двух фирм. Сейчас внедрение этой важной технологии сильно затормозиться и вероятно отложится на неопределенный срок. Так что, по моему мнению, распад сотрудничества двух фирм нанес ощутимый ущерб общественным интересам: экономическим, экологическим, социальным. Наконец, заработали хотя бы миллионов триста, а потом бы разделялись.

Думается, что это не единственный такой пример нерациональных решений в нашем бизнесе. Если так, то не нужно ошибок правительства с Центробанком, чтобы российская экономика хромала.

Автор: Дмитрий Верхотуров