К 65 - летию со дня ухода писателя.
Что-то все недавнешние статьи о Бунине грешат однобокостью и сводят облик великого и неоднозначного к эдакому разнузданному гуляке, тащущему в дом каких попало теток, чтоб поинтереснее помучить свою страдалицу-жену. А, между тем, личность «последнего русского классика» была объемной и многостраничной, о чем буквально по паре вздохов в виде нескольких фактов :
1. Из девяти народившихся - родители не удержали в этом мире пятерых своих детишек.
Ванечка собирался стать шестым, когда был накормлен крестьянскими обормотами привлекательно-сочными ягодами белены. Неумолимо приближалась трагедия, однако была спугнута нянькой, отпоившей птенчика молоком и заново втянувшей будущего нобелевского лауреата в суровую реальность бытия.
2. Если бы Бунин попытался устроиться на службу, в графе «обучение» он вынужден был бы написать : 4 года гимназии.
Папенька к тому времени успел промотать, кстати, немалое, семейное состояние. Однако, некто на небеси, взявший шефство над будущим гением, потрудился именно в это время сослать в имение Озёрки под надзор полиции старшего брата Юлия. Обремененный грузом знаний, полученных в двух университетах, Юлий приравнял свой вынужденный отпуск к домашнему обучению младшего, так и быть, исключив из состряпанной им лично программы ненавистную Ванечкой математику.
3. Последовательность и методичность Иван Неординарный проявлял лишь в культивировании милых странностей, приобретенных еще в эпоху объедания беленой.
Его бэклог содержал в себе :
- непримиримость к числу «13» (если оказывался тринадцатым за столом или в помещении - он тут же вспоминал, что забыл выключить утюг и сливался с афтыча),
-небъяснимую нелюбовь к букве «ф»,
- коллекцию аптечных и прочих скляночек, таскаемую за собой во все вояжи,
- талантливую симуляцию даже несуществующих болезней, дабы консолидировать всех домашних в деле восстановления из состояния полураспада его писательского организма. Все знали, но каждый раз попадались, ибо к образу умирающего всегда добавлялись новые краски и мерцательная проникновенность. Талантище! Станиславский даже предлагал ему роль Гамлета.
4. В безусые лета Бунин был чрезвычайно харизматичным парнем и интересным собеседником.
Как иначе объяснить факт, что с молодым полтавским служащим, имевшим в анамнезе лишь один сборник стихов, что шел бесплатным бонусом к «Орловскому вестнику», с удовольствием свели личное знакомство такие литературные зубры как Бальмонт, Жемчужников, Брюсов, Куприн и даже наше-всё-Лев-Николаевич. А Чехов - так вообще взял шефство над юным дарованием и водил его по нужным кругам.
5. Иван Алексеич дважды входил в воду Нобелевской тусовки.
В 1923 его обошел ирландец Уильям Йетц. Может и к лучшему, поскольку в той номинации с ним пакетом шли Куприн и Мережковский. А вот в 1933 он уже выступал соло и вскоре расписался в чеке о получении 170331 шведской кроны, из коих более 120 тысяч раздал нуждающимся писателям и просто тем, кто попросил.
Интересно, что Цветаева громко обозвала его «холодным, самонадеянным барином» и предлагала оформить переадресацию премиальных на имя Горького. Правда, ровно до момента, когда сама попала в список получивших бунинские подъемные из рук его жены Веры.
6. На время войны мсье Бунин сменил геолокацию, перебравшись с женой из Парижа на юг Франции, в город Грасс.
Кто-то пробурчит : воевал со своими бабами. Кто-то, но не друзья еврейского происхождения - писатель А. Либерман с женой и пианист А. Бахрах, которых Иван Алексеевич скрывал в своем доме от нацистов. Рискуя собственной жизнью. Делясь и без того скудными запасами продовольствия. Такой штрих к портрету «холодного и самонадеянного».
7. И на десерт - о грасской любовной многоходовочке.
Вера - очень любила свою любовь к популярному автору. Поэтому мысль уйти от чела, постоянно налаживающего опосредованные социальные связи, даже не посещала ее вечно наполненную страданиями голову. Галина - претендовала на роль ехидны и злой разлучницы. Но не смогла реализовать себя в этом амплуа ибо за 15 лет совместного проживания так и не убедила Веру страдать в другом месте. В итоге завела хомячка и любовницу Маргу, которые два года также находились на довольствии холодного барина Ивана.
Кроме того, на его вилле проживал некто Леонид Зуров, подверженный приступам ненависти к благодетелю и приступам жалостливого томления по отношению к страданиям жены последнего.
Все разрешилось наилучшим образом :
Галина обиделась, что Бунин прозрел относительно ее лесбийского гамбита и уехала с любовницей в Соединенные Штаты. Бунин всю оставшуюся жизнь содержал Зурова, который гонялся за ним с ножом и периодически отъезжал по делам в ближайшую психушку.
Подписывайтесь на канал Bella-historia-Vo и не пропускайте мои следующие исторические посиделки!
После смерти Ивана Алексеевича 8 ноября 1953 года Зуров остался страдать с Верой в бунинской парижской квартире, а после смерти Веры распродал по частям ценнейший архив своего благодетеля.
Невероятный карьерный взлет Бориса Годунова
Коко Шанель и Игорь Стравинский. Роман или дружба?
Лучшие произведения писателя Бунина : «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Жизнь Арсеньева», «В деревне», «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник» и все остальные произведения писателя Бунина.