Фильм Терри Гиллиама «Бразилия» мне довелось увидеть ещё в детстве, в далёкие 90-е по местному кабельному телевидению. Ощущение от соприкосновения чем-то прекрасным было довольно сильным. Хотя конечно же, будучи ребёнком сложно было понять: а о чём вся эта красота? Пересмотрев "Баразилию" в сознательном возрасте получила огромное удовольствие и, наконец-то сумела оценить этот шедевр научной фантастики.
Действие происходит в некой антиутопической реальности и в мире снов главного героя Сэма. В жизни – Сэм мелкий клерк, без амбиций. Он исправно выполняет свои обязанности в министерстве, но сознательно тормозит все процессы, которые могут привести его к повышению.
В своих же сюрреалистических грёзах он крылатый рыцарь в сияющих доспехах. Там у него есть прекрасная возлюбленная, там битвы со стальным самураем и пугающими монстрами с лицами мёртвых пупсов.
В реальном мире единственный противник Сэма - его мать. Женщина из высшего общества озабоченная погоней за давно увядшей молодостью. С помощью своих связей, не прекращает попыток протолкнуть нерадивого сына по карьерной лестнице.
Самому же Сэму всего-то и нужно – пережить убогие будничные реалии, прийти вечером домой и лечь спать. Пока Сэм бодрствует – он находится в мире абсолютной бюрократии, с очевидным классовым разделением. В нём одни пытаются выживать, а другие наживать.
В итоге, Сэм встречает девушку из своих снов в реальном мире. Джилл Лейтон стала свидетельницей роковой ошибки допущенной отделом информационных исправлений. А поскольку считается, что отдел ошибаться не может, теперь опасность грозит самой Джилл. Таким образом Сэм попадает в сумасшедший переплёт, становясь на скользкий путь подделки документов и, в некотором роде, борцом с существующей системой.
Так же Сэм знакомится инженером по отоплению Арчибальдом "Гарри" Таттлом. "Гарри" ненавидит бюрократическую волокиту и вынужден заниматься любимым делом на партизанский манер.
У фильма 2 финала. Один с условным хеппиэндом. Другой – финал самого Гиллиама. Не буду спойлерить, но они оба мне по-своему нравятся. Хотя, конечно, было бы справедливо оставить авторскую задумку как есть.
Помимо отличного сюжета у картины есть сильный козырь в виде превосходного актёрского состава.
Сэма Лаури играет молодой Джонатан Прайс. В образе рыцаря - прекрасен, как архангел.
Роберт Де Ниро – Арчибальт «Гарри» Таттл. На момент выхода фильма в 1985 году Де Ниро вошёл в тот чудесный возраст, когда уже перестал быть смазливым итальянским красавчиком, но ещё не обрюзг. Каждое его появление в кадре (раза 3 за весь фильм) - маленький праздник. Уж очень ироничным вышел его герой.
Ким Грайст – возлюбленная Сэма Джилл Лейтон. К сожалению, видела её только в этой роли. А жаль – очень красивая и отлично сыграла пацанку, за рулём фуры.
Роль матери Сэма была специально написана для Кэтрин Хелмонд. Актриса довольно много времени провела в сложном гриме.
Из второстепенных персонажей засветились Иэн Холм, Боб Хоскинс и Питер Вон.
Ещё одно достоинство фильма - роскошный видеоряд. При довольно среднем на 1985 год уровне компьютерной графики картинка просто загляденье. Каждая локация имеет абсолютную детальную завершенность, будь то министерство Информации, модный ресторан, убогая квартира Сэма или даже фура на которой рассекает Джилл. Очень бережное отношение к деталям, таким как стимпанковая техника. Образы чудовищ мрачны и по-настоящему тревожны.
В фильме много тонкого и абсурдного, почти Монти Пайтоновского юмора. К примеру диалог Сэма со старым приятелем:
- Передавай привет Эллисон и двойняшкам!
-Тройняшкам!
-Боже… как летит время!
Есть так же очень «скользкие» моменты, которые ни за что бы не появились в современном кино. Например, фантазии ГГ, где он спасает свою возлюбленную теперь могли бы счесть шовинистическими. Очень странное впечатление производит сцена в фешенебельном ресторане, где происходит взрыв и половину посетителей разрывает в клочки. Остальные гости продолжают трапезу и беседы, в то время, как персонал невозмутимо выносит потерпевших, приводит в порядок мебель, а контуженый оркестр начинает играть Хава Нагилу. Ну, такое в современном кинематографе было бы за гранью добра и зла.
Основной музыкальной темой фильма стала песня 1939 года «Aquarella do Brazil» Ари Баррозу, к которой восходит название картины. Исполняется на протяжении всего фильма в различных вариациях. Ссылку оставлять не буду, потому что мелодия очень привязчивая. Вы меня потом проклянете.
Как многие антиутопии фильм "Бразилия" содержит довольно мощный сатирический посыл. И, несмотря на то, что снят он ещё в прошлом веке, несложно провести некоторые аналогии с нашим временем. Какие именно, думаю, каждый решит для себя сам.
Напоследок несколько кадров со съёмок, что бы наглядно продемонстрировать, как создавалось научно-фантастическое кино в доцифровую эру.
Спасибо, что дочитали до конца)
Ставьте лайк и подписывайтесь)