Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Белый дом предупреждает о внутреннем «вымирании» поставщиков промышленной базы Минобороны

Заместитель помощника министра обороны Эрик Чунинг (Eric Chewning), обсуждая важность обеспечения безопасности оборонно-промышленной базы в эпоху киберугроз, заявил, что сочетание китайского влияния и бюджетной неопределенности означает, что эта база Америки распадается на более низких уровнях, а некоторые жизненно важные поставщики сталкиваются с «внутренним вымиранием». Об этом же предупреждает и проведенное по заказу администрации Трампа исследование, в котором сказано, что единственным решением этой проблемы могут стать прямые инвестиции со стороны администрации. В исследовании также содержится предупреждение, что если положение не будет исправлено, то Пентагону грозят «ограниченные возможности, отсутствие питания, отсутствие НИОКР, программные задержки, а также невозможность резкого наращивания усилий в период кризиса».

Большая часть 140-страничного доклада содержит мало нового для тех, кто постоянно уделял внимание оборонно-промышленным вопросам в течение последних нескольких лет. Многие из проблем, изложенных в докладе, перекликаются с внутренним исследованием Министерства обороны, опубликованным в начале этого года, в котором предупреждаются о долгосрочных тенденциях, включая демографию и поставщиков из единственного источника, выходящих из военного бизнеса, которые должны были создать серьезные препятствия для деятельности министерства обороны. Доклад давно готовился. Трамп заказал его создание в июле 2017 года. Питер Наварро выступал в качестве координатора. В то время он утверждал, что исследование было вызвано опасениями, что «мы не сможем сохранить выдающуюся армию без здоровой, растущей экономики и устойчивой промышленной базы». К маю 2018 года Пентагон отправил свои выводы в Белый дом для координации с отраслевыми фирмами. Тем не менее, дата релиза продолжала отодвигаться.

В докладе обозначены пять макроэкономических проблем, стоящих перед оборонно-промышленной базой:

— секвестр и неопределенность в государственных расходах США, которые создают нестабильность и отталкивают небольшие фирмы от оборонных работ;

— снижение производственных мощностей и мощностей в США, что оставляет слабые места по всей цепочке поставок;

— устаревшая деловая практика правительства США, которая, как предупреждает доклад, приводит к задержкам в заключении контрактов и препятствует инновациям;

— промышленная политика стран-конкурентов, как из-за «побочного ущерба глобализации», так и из-за конкретных целей великих держав, таких как Китай;

— снижение квалификации в области STEM и торговли в США, что создает пробелы в рабочей силе.

Министерства обороны, энергетики и труда представили в докладе рекомендации по устранению 300 отдельных слабых мест, вызывающих озабоченность. Эти слабые места определяются в засекреченном документе с возможными исправлениями. Примечательно, что вывод министерства обороны призывает к расширению «прямых инвестиций в нижний уровень промышленной базы» через раздел III Закона об оборонном производстве министерства, производственные технологии и программы анализа и обеспечения промышленной базы. Это позволит устранить «критически узкие места», поддержать «хрупких» поставщиков и смягчить последствия отдельных сбоев.

Заместитель министра обороны по закупкам и снабжению Эллен Лорд сообщила журналистам, что сразу же после публикации доклада отдельным производствам были выделены дополнительные средства. Они включали в себя 70 млн. долл. для завода, который производит компоненты танковых пушек, с тем, чтобы запустить программы модернизации и снижения рисков, а также один млн. долл. для объекта, который производит танк Abrams с тем, чтобы закупить лучшую оснастку. Чиновница также перечислила два других проекта, которые вскоре будут подписаны Трампом, это расширение производственных возможностей для литиевых батарей, используемых в подводных лодках, и «передовые топливные элементы» для будущих подводных беспилотных кораблей ВМС.

В выводах доклада министерства обороны также содержится призыв к созданию промышленной политики по своевременному информированию поставщиков нижнего уровня о текущих и будущих изменениях практики военных закупок с тем, чтобы попытаться диверсифицировать экономику, и уйти от полной зависимости от источников поставок в политически нестабильных странах, которые могут отрезать доступ к США, в том числе, предлагается «реинжиниринг, расширение рамок программы по использованию запасов для национальной обороны и повышение квалификации новых поставщиков», разработать с союзниками положения о совместной производственной базе, и повысить степень готовности самой промышленной базы. Министерство энергетики, Национальное агентство по ядерной безопасности которого занимается разработкой ядерных боеголовок, в рамках своего бюджетного запроса на 2020 финансовый год предложило разработать «программу анализа и обеспечения промышленной базы для решения проблем производственного и промышленного базового риска в энергетическом и ядерном секторах». И министерство труда будет работать над поощрением роста STEM, а также рассмотрит «потенциальные стимулы для найма и удержания работников для входа и/или пребывания на промышленной базе, такие как компенсация за обучение». Все три департамента должны представить обновленную информацию через 180 дней после выпуска доклада.

Китайская страшилка. В то время как доклад призывает к возвращению более широкой конкуренции великой державы, невозможно пропустить сентенции о том, что авторы рассматривают Китай как промышленное пугало. Слова «Китай», «китайцы» или «Пекин» появляются в докладе 232 раза, в то время как слово «Россия» появляется всего один раз, как часть цитаты из другого документа — в котором также упоминается Китай. Доклад был выпущен в один и тот же день, когда вице-президент Майк Пенс выступил с программной речью в Вашингтоне осуждая то, что он назвал «китайские попытки повлиять на американское общественное мнение», и всего через несколько часов после того, как Блумберг выдал сенсационное сообщение о том, что китайской компании удалось вставить крошечные, микроскопические чипы на оборудование, используемое как для министерства обороны, так и американских спецслужб. «Коммунистическая партия Китая также использовала арсенал политик, несовместимых со свободной и справедливой торговлей, включая тарифы, квоты, валютные манипуляции, принудительную передачу технологий, кражу интеллектуальной собственности и промышленные субсидии», — сказал в своем выступлении Пенс, — «Эта политика построила производственную базу Пекина за счет своих конкурентов, особенно Америки».

То, что Китай пытается проникнуть на оборонно-промышленную базу, не удивительно для тех, кто отслеживал комментарии Минобороны по этому вопросу в течение последних нескольких лет, но в докладе все они суммируются так: «в то время как несколько стран проводят политику по укреплению своей экономики за счет производственного сектора Америки, ни одна из них не нацелена на нашу промышленную базу так успешно, как Китай… Китай представляет собой значительный и растущий риск для поставок материалов и технологий, считающихся стратегическими и критически важными для национальной безопасности США. Этот вызов разделяют и ключевые союзники США такие, как Германия и Австралия». В докладе подчеркнута зависимость США от поставок редкоземельных металлов и критических энергетических материалов из Китая для производства боеприпасов и ракет. «Действия Китая серьезно угрожают станкостроению, производству и переработке таких передовых материалов, как биоматериалы, керамика и композиты, и производству печатных плат и полупроводников» — говорится в докладе.

Китай поставляет в США своей продукции и своих минералов в четыре раза больше следующего ближайшего конкурента. Особенно это касается экспорта в США редкоземельных материалов, используемых в лазерах, радарах, гидролокаторах, системах ночного видения, систем ракетного наведения и реактивных двигателях, что делает Пекин значительным поставщиком этих возможностей, необходимых для высокого класса обороноспособности Америки. В докладе министерство обороны выделен тезис о том, что промышленная база часто рассматривается как просто производство законченных для поставок в вооруженные силы крупногабаритных изделий, таких как истребители F-35, но именно поставщики более низкого уровня, обеспечивающие комплектующие изделия.

Возможность исчезновения единственного поставщика. Хотя большая часть конкретных слабых мест в оборонно-промышленной базе не прописана в публичной части отчета, 140-страничный документ включает в себя ряд примеров, в основном, поставщиков нижнего уровня, занятых разработкой отдельных комплектующих и запчастей, которые обычно остаются незамеченными в большой военной системе. В качестве примера высокопоставленный чиновник администрации процитировал керамику, алюминий высокой эффективности и сталь, титан, вольфрам и волокна углерода как некоторые из этих компонентов. В докладе приводятся и дополнительные примеры. Например, в нем говорится, что есть только четыре американских поставщика, способных производить большие, сложные, отдельные отливки из алюминия и магниевого песка, необходимые для производства американской авиации. В отчете говорится, что эти поставщики «сталкиваются с вечным финансовым риском и испытывают угрозы банкротства и слияния, отражающие цикличность приобретения их изделий министерством обороны». Например, в докладе говорится о том, что есть только один лицензированный источник производства отливок для верхней, промежуточной и нижней частей основания тяжелой подъемной платформы, используемой морскими пехотинцами (скорее всего, речь идет о CH-53 King Stallion), который недавно прошел процедуру банкротства. «Без квалифицированного источника для этих отливок программа столкнется с задержками, препятствующими способности США оказывать поддержку экспедиционным силам Корпуса морской пехоты», — предупреждает доклад. Другим примером служит материал под названием углерод, пропитанный составом ASZM-TEDA1, который используется в 72 химических, биологических и ядерных системах фильтрации, принадлежащих министерству обороны, и который производится только одним квалифицированным источником. Нынешние механизмы поставок не могут идти в ногу со спросом. Минобороны использует закон «Об оборонном производстве, раздел III» с тем, чтобы установить дополнительный источник этого критического материала», — говорится в докладе.

В качестве еще одного примера в исследовании рассматривались компании, которые принимают меры по борьбе с ракетными ударами для военных самолетов. Есть только два отечественных поставщика с «небольшим стимулом для инвестиций в инфраструктуру», и оба пострадали от взрывов на своих производственных площадках в последние годы. «После аварий обе компании столкнулись с проблемами качества и доставки. По мере того как программные офисы стремятся улучшить качество и стоимость, они начинают смотреть на более современные объекты, где меньше проблем с качеством и безопасностью». Заместитель помощника министра обороны Эрик Чунинг сказал, что денежные вливания не являются единственным инструментом, рассматриваемым Пентагоном, а скорее последним средством, если другие варианты регулирования не в состоянии защитить жизненно важные источники поставок.

«Но департамент не будет стесняться использовать наличные деньги, когда это необходимо. У всех есть возможности, где деньги просто размываются с помощью невидимой руки, а в некоторых случаях эта невидимая рука еще и направляется поддерживаемым государством запястьем, перемещает их в офшор”» — сказал Чунинг, — «Вот где мы увидим необходимость выборочного вмешательства в такие вещи, как закон об оборонном производстве или некоторые другие наши программы». Хоук Карлайл, бывший офицер ВВС, который теперь возглавляет Национальную оборонную промышленную Ассоциацию, назвал выводы доклада «отрезвляющими». «Недавние усилия конгресса и администрации обнадеживают, но многое еще предстоит сделать», — сказал Карлайл, — «Упорядочение процесса закупок, обновление руководящих принципов Комитета по иностранным инвестициям в Соединенных Штатах и реформирование того, как мы продаем наши системы союзникам и партнерам, — все это шаги в правильном направлении». Эрик Фаннинг из Ассоциации аэрокосмической промышленности добавил, сказав, что «обеспечение здоровья американской производственной и оборонной промышленной базы является важнейшим приоритетом национальной безопасности и экономики, поскольку Соединенные Штаты борются с сегодняшними угрозами и теми, с которыми мы столкнемся завтра. Мы приветствуем внимание администрации к этим вопросам и с нетерпением ожидаем совместной работы по реализации рекомендаций оценки в том же духе сотрудничества и взаимодействия между промышленностью и правительством, который привел к сегодняшнему докладу».