Новый британский танк мучительно долго принимался на вооружение. Череда повторных испытаний и отзыв уже готовых машин на доработку, могли сократить число конфликтов, в которых британские танкисты могли бы использовать этот танк. И, несмотря на то, что во время «Бури в Пустыне» британцы использовали Challenger 1, ряд последующих конфликтов позволил в полной мере проверить боевые качества его наследника. Сегодня мы поговорим о применении Challenger 2.
Босния и Герцеговина
Впервые британские танки использовались во время миротворческой миссии в Боснии и Герцеговине. Изначально их цель заключалась в охране гуманитарных грузов и мест дислокации контингента. Несмотря на то, что в регионе уже не оставалось враждебных сил, имеющих на вооружении бронетехнику, опасность все еще представляли мины и гранатометы. Отрывок из книги Александра Лобанцева «Косово 99» весьма полно характеризует применение британских танков в Косово:
Грохот нарастал и судя по его силе можно было понять что через несколько секунд из-за ближайшего поворота покажется его источник. <…> Танк ехал на высокой скорости, как будто спешил к кому-то на подмогу или же инглезы просто выпили лишнего и решили погонять на танке по ночному городу. Других объяснений появления одинокого английского танка у меня нет. Одинокий танк находясь в городе представляет из себя лёгкую добычу. Танк силён в поле, где у него есть возможность реализовать мощность своего оружия и брони (танку страшны только прямые попадания специальных противотанковых средств) и естественно свою скорость и манёвренность. В городе всё наоборот: манёвра нет, обзор плохой, единственное направление движения (дорогу) заминировать легко, скрытно подобраться к танку поближе также не сложно, да и по верхним этажам близлежащих зданий огонь вести танк не может.
12 июня российские десантники совершили знаменитый бросок на приштинский аэродром «Слатина». Несмотря на малые силы, им удалось опередить находящиеся в регионе силы НАТО, что командующих KFOR не устраивало. Через четыре часа после занятия аэродрома, к нему направилась британская техника – включая танки Challenger 2. Боевые машины начали демонстративно подводить к российскому блокпосту, но десантники выразили решительность дать отпор. Так попытку захвата заменила осада, которая привела к компромиссному решению. А одно из самых опасных сближений сил России и НАТО со времен формального завершения Холодной войны, не привело к открытому конфликту.
Ирак
Если на Балканах британские танки играли роль политического аргумента, не сделавшего выстрела, то во время вторжения в Ирак, Challenger 2 применялся так, как было задумано. В рамках операции «Несокрушимая свобода», в Ирак направили 120 «Челленджеров-2» из 1-й бронетанковой дивизии.
Танки действовали в окрестностях Басры, обеспечивая огневую поддержку основным силам. На безопасном расстоянии британские танкисты подбивали иракские Т-55 и Type 59. При этом в сам город танки не заходили из-за высокого риска.
Первая потеря произошла в ночь на 24 марта 2003 года. Тогда экипаж британского танка из оперативной группы Black Watch заметил «бункер», высившийся над дорожной насыпью, и запросил разрешение на огонь. В роли «бункера» выступал танк из того же подразделения, о положении которого командование почему-то не знало. Первый выстрел с расстояния в 3,7 километра оказался безуспешным, но второй 120-мм HESH боеприпас угодил ровно в командирский люк. Боекомплект пораженной машины сдетонировал, что стоило танка и жизни двух членов экипажа. Уцелел лишь механик-водитель и наводчик. Весной 2007 года еще один Challenger-2 был выведен из строя после наезда на СВУ. Экипаж выжил, но механик-водитель получил серьезные ранения.
Относительно стойкости к кумулятивным средствам поражения, результаты двоякие. Так, одна машина выдержала до 14 попаданий из РПГ-7 и одну ракету ПТУР Milan, отделавшись повреждениями прицельных приспособлений. Есть еще несколько свидетельств, указывающих на десятки безуспешных попаданий из РПГ-7 по броне Челленджера – и им можно, пожалуй, доверять. Но, как известно, противотанковые средства развиваются быстрее, чем защита бронемашин. И британским танкистам предстояло это узнать на практике.
В августе 2007 года случилась встреча британского танка с советским гранатометом РПГ-29 «Вампир». Стоит отметить, что иракские «Челленджеры» прошли модернизацию, включавшую установку блоков динамической защиты ROMOR и противокумулятивных экранов. Это отчасти решило проблему с ослабленной зоной в нижнем бронелисте машины. Тем не менее, тандемный боеприпас смог преодолеть динамическую защиту и блоки брони «Дорчестер». Когда танк поднимался на возвышение, гранатометчик смог попасть в нижний бронелист корпуса. Ранения получил механик-водитель и еще два члена экипажа. Тем не менее, им удалось вывести машину из сектора обстрела.
После этого инцидента, для танка был разработан пакет усовершенствований «Streetfighter». Он включал новые бортовые экраны и блоки накладной брони от Rafael Advanced Defense Systems. Но самое интересное то, что ДЗ на нижнем бронелисте заменили блоками брони «Дорчестер».
Итоги
История применения Challenger 2 разнообразна, но недостаточно полна, что бы делать полноценные выводы. Как и любые другие современные ОБТ, танк уязвим, а его успешность зависит от грамотного применения. К чести английских конструкторов стоит отметить, что даже фатальные попадания по машине позволяли экипажу спастись. На сегодняшний день в армии Великобритании насчитывается 227 танков Challenger 2, 59 из которых – в резерве. Машины находятся на вооружении трех подразделений: Ее Величества королевских гусар, Его Величества королевских гусар и 2-го Королевского танкового полка. Кроме того, некоторое количество танков приписано к пехотным подразделениям.
К 2020-му году планируется сокращение танкового парка страны до трех полков. Считается, что угрозы современного мира не требуют масштабных бронетанковых сил. Есть вероятность, что Challenger-2, к счастью, так и не встретится с тем противником, для противодействия которым его создавали – последними советскими танками.