Некоторое время назад, прочитал здесь на сайте статью о кастах указанных в Ведах, на которые можно условно разделить любое современное общество. Изучив различную информацию о прошлом и современном состоянии (трактовке) каст получается примерно следующая картина: шудры – слуги (работники); вайшьи – земледельцы (предприниматели); кшатрии – войны (люди в погонах, на службе); брахманы – мудрецы (философы). Из названий достаточно понятно, кто и чем занимался или занимается в настоящем.
Интересным посчитал другое, а именно психологическое состояние (условную принадлежность) человека к какой-либо касте и отношение к людям из других каст.
Обобщив свой личный, профессиональный опыт могу предположить следующее:
Для психологии шудр (пределом мечтаний которых являются материальные блага) характерно «восхищение» перед вайшьями, которые, как раз материальными благами и располагают.
Для психологии вайшьи (заботой которых, в основном, является защита уже имеющихся материальных благ и их приумножение) характерно «восхищение» перед кшатриями, которые обладают определенной силой, возможностями для решения вопросов в интересах вайшьи.
Для психологии кшатриев (которым необходим смысл их службы) характерно «восхищение» брахманами, которые в состоянии дать определенную идею для службы, красиво оформить её. Ярким примером этого может стать Конфуций, который успешно продуцировал идеи под социальный заказ. На этом восхищение в кавычках, скорее всего и заканчивается.
Брахманам, если они работают не под социальный заказ, как Лао-Цзы в том же Китае, нужна только своя идея, ни в коем случае не навязываемая кому-либо. И здесь начинается восхищение и удивление естественному, окружающему природному миру, а не искусственному, социальному.
Чем хороши эти касты в плане психологии, можно узнать на себе к какой касте относимся, исходя из «восхищения» другими, а также из «восхищения» нами, и насколько это восхищение (уважение, любовь) искренние, а не тактически и стратегически обусловлены достижением своих, как правило, корыстных целей в социуме или личной жизни.