Вся лента забита либо проклятьями либо славословиями Великой Октябрьской Социалистической революции, и говорить тут особого смысла нечего. В нашем обществе до сих пор происходит разделение на "их" и "нас", на бедных и богатых, на хозяев жизни и их слуг. Поэтому какую бы мысль кто не высказал - срач обеспечен.
Я же предлагаю вспомнить о другом событии, где - "а Тюррен - такой молодой, и юный Людовик впереди".
7 ноября 1659 года был заключен Пиренейский мир, который вывел Францию в гегемоны континентальной Европы. Ну а Испания, получив под самый конец оплеуху от Тюррена и Кромвеля в битве у Дюн, просто сошла со сцены великих держав, как оказалось - навсегда. На 1658 год положение Испании было ужасно - Фландрия под пятой французов, восставшая Каталония, непрекращающаяся война с Португалией... Казалось, Мадрид обречен. Но неожиданно руку помощи протянул Мазарини. Он запретил Тюррену развивать наступление, и в результате начались тайные переговоры о мире, которые с испанской стороны возглавил дон Луис де Аро.
И больше чем через год, на острове Фазанов (isla de los Faisanes), был подписан мирный договор. Согласно договору Франции отходили графство Артуа (кроме Сен-Омера и Эр-сюр-ла-Лис), Эно и Люксембург, включая крепости Мец, Верден и Туль. На юге Франции была передана северная часть Каталонии с Руссильоном, там вообще была детективная история, ибо в договоре было обозначено, что "границей между странами является горный хребет от моря до моря", и это породило с обоих сторон множество толкований, и в результате отдельным договором было определено, какие деревни будут французскими, а какие - испанскими. В результате на территории Франции оказался смешной испанский анклав - деревня Лливия (Llivia) в 4 км от основной границы.
Статьи же со 105 по 124-ю были засекречены - там обговаривался брак между Людовиком XIV и Марией-Терезией Австрийской, старшей дочерью короля Испании, и племянницей Анны Австрийской. Людовик и Мария-Терезия согласно этим пунктам отказывались за себя и своих потомков от возможности претендовать на корону Испании, но не даром - в качестве отступных испанская сторона должна была выплатить 500 тысяч экю золотом.
Позже оказалось, что Испания не в состоянии выплатить эти деньги, и позже невыплата долга послужила для Людовика поводом сначала к Деволюционной войне, а потом и выдвижения права на испанский трон своего сына, герцога Анжуйского.
Ах да, про Каталонию. Понятно, что французы изначально поддерживали восстание, и, пока шла война, были для каталонцев лепшими друзьями. Но вот после того, как северная часть Каталонии перешла к Франции, оказалось, что дружба имеет свои пределы - каталонский язык был запрещен, причем не только в письменном, но и в разговорном виде. Для этого из Парижа были специально присланы французские чиновники, полностью сменившие местных. Ибо одно дело - поддерживать сепаратизм в другой стране, а совершенно другое - заниматься насильственной ассимиляцией захваченного. Все политесы и экивоки были сразу забыты.
Ах да, в 1733 году, тоже 7 ноября, был заключен первый Семейный договор, или иначе - пакт Бурбонов, где две страны по сути обязывались вести согласованную внешнюю политику в мире и поддерживать друг друга в случае нападения третьих держав.
Вот такое франко-испанское 7 ноября получилось.
Брак Людовика XIV и Марии-Терезии.