Найти в Дзене
Наташенька

"Я стояла у калитки и плакала - у всех отцы возвращаются, а моего всё нет". Из воспоминаний бабушки.

Моей бабушке 80. Мы живем с ней на разных концах страны, но, не смотря на редкие встречи, я знаю много о ее жизни. Самая дорогая память для меня - это ее воспоминания о детстве. Сегодня речь пойдет об отце. Далее со слов бабушки. Его забрали на фронт, когда мне всего четыре года было. Что я могла о нем помнить? Практически ничего. Однако, как плохо было без папки, и как я ждала его с войны, я помню очень хорошо. Нас осталось три бабы в доме - я, мамка и старшая сестра Лена. И хоть война до нас (до Сибири) не дошла, воздух был переполнен страхом. Никто больше не улыбался, не шутил и, самое главное, не пел. Я чувствовала, что происходит что-то страшное, но что именно, не могла понять. На первый взгляд ничего не изменилось - речка, тайга, ребятишки на улицах. Куда ни глянь, все по-прежнему, разве что, мужиков почти не осталось. Как папка уезжал, я хорошо помню. Я провожала его в телеге до переправы. Он никогда особенно не был со мной ласков, не было у него на это времени, а тут всю дорогу

Моей бабушке 80. Мы живем с ней на разных концах страны, но, не смотря на редкие встречи, я знаю много о ее жизни. Самая дорогая память для меня - это ее воспоминания о детстве. Сегодня речь пойдет об отце. Далее со слов бабушки.

Бабушкины родители и старшая сестра.
Бабушкины родители и старшая сестра.

Его забрали на фронт, когда мне всего четыре года было. Что я могла о нем помнить? Практически ничего. Однако, как плохо было без папки, и как я ждала его с войны, я помню очень хорошо.

Нас осталось три бабы в доме - я, мамка и старшая сестра Лена. И хоть война до нас (до Сибири) не дошла, воздух был переполнен страхом. Никто больше не улыбался, не шутил и, самое главное, не пел. Я чувствовала, что происходит что-то страшное, но что именно, не могла понять. На первый взгляд ничего не изменилось - речка, тайга, ребятишки на улицах. Куда ни глянь, все по-прежнему, разве что, мужиков почти не осталось.

Как папка уезжал, я хорошо помню. Я провожала его в телеге до переправы. Он никогда особенно не был со мной ласков, не было у него на это времени, а тут всю дорогу гладил меня по голове. А у меня даже предчувствия никакого не возникло, я ж думала, что он ненадолго.

А потом потекли тяжелые будни. Мамке с Леной тогда тяжело пришлось, вся работа легла на их плечи. Да и я, хоть мала была совсем, однако ж, посильную работу и мне давали, слоняться по улицам без дела стало некогда. Да и не только у нас - в каждом дворе так было. У всех отцы ушли на фронт, в селе остались только старики немощные, да ребятишки малые.

Я все ждала, когда война закончится, чтобы папка скорее вернулся. Пусто без него было в доме, да и атмосфера не та. Мать вечно уставшая, сестре тоже не до меня, каждая в своих мыслях и переживаниях. Вот вернется папка домой, по-другому заживем! - думала я. А когда эта война кончится, я понятия не имела, но надеялась, что скоро, потому что все так говорили.

Шесть лет мне было, когда я, наконец, дождалась своего. Война закончилась, и мужики начали потихоньку возвращаться в родное село. Что ни день - то в одной хате праздник, то в другой.

У меня ж подружек была целая деревня, и я периодически наблюдала, как они по-очереди бегали по улицам и кричали во все горло от радости: "К нам папка вернулся!" Помню, я им так завидовала и все глядела на дорогу - когда же и наш покажется? А его все нет и нет.

По сто раз на день я выбегала за калитку и всматривалась - не идет ли отец? Нет, не идет. А вечером, бывало, когда уже станет понятно, что сегодня его точно нет смысла ждать, я выйду, облокочусь на калитку и реву. И так каждый день. Причем, плакала я не столько оттого, что отца любила, а от обиды, что к другим отцы пришли, а ко мне нет. Ну, не было ума в те годы, что поделать.

Уж и война давно закончилась, а я периодически всё смотрела на дорогу и ждала. Может, его в пути задержали, может, в госпитале лежит, а может, какое задание важное выполняет. Я была уверена, что однажды он все-таки покажется на дороге, и я непременно хотела увидеть его первой, чтобы сообщить эту новость всем.

Так я проглядела все глаза, пока однажды мать не сказала мне, что папка не придет. Оказывается, она еще в сорок третьем получила на него похоронку, да мне говорить не стала.

Еще долго после этого я своим глупым детским умишком обижалась на отца. Как гляну на чужие семьи, так меня завидки берут. У всех жизнь кипит - мужики работают, бабы веселые, дети бегают, а мы всё на своем горбу тащим. У меня не было беззаботного детства, чем старше становилась, тем больше работы доставалось. А был бы отец, все было бы по-другому, думала я.

Город Бакалея Харьковской области. Братская могила, в которой похоронен мой прадед.
Город Бакалея Харьковской области. Братская могила, в которой похоронен мой прадед.

Другие воспоминания - на моем канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить. И конечно, я буду рада вашему лайку.