9 июня 1826 года в славном городе Вологодской губернии Сольвычегодске ссыльный подполковник Павел Ганнибал попросил у городничего Соколова «заимообразно сто рублей». Что же сделал Соколов? Дал взаймы ссыльному?
Нет, разумеется. Городничий Соколов как благонамеренный чиновник, побежал домой и написал донос вологодскому губернатору. В доносе по поводу этих ста рублей указывал: «Боясь в чем-либо преступить волю Правительства, а особливо высочайшего всемилостивейшего Государя Императора, в том ему отказал».
Да, беспокойная жизнь пошла у городничего Соколова после того, как в Сольвычегодск прибыл ссыльный Павел Исаакович Ганнибал. Был Ганнибал в свое время уважаемой персоной, храбро воевал в 1812 году с Наполеоном, дослужился до подполковника, имел поместье в Псковской губернии. А потом пошло-поехало...
Заложил поместье, загулял, скандалил, позволял себе разные выходки. И был арестован «за буйство и дерзкие поступки». И отправлен в ссылку — в Вологодскую губернию.
Больше всего волновало городничего то, что ссыльный Ганнибал в Сольвычегодске по отношению к именитым людям «оказывал некоторые знаки своего отвратительного нерасположения». Не нравились ему именитые сольвычегодцы.
Вот, к примеру, такой «знак». Идут по улице солидные местные купцы, честь и слава города. И вдруг по ним из дома, где поселился ссыльный подполковник — пушечный выстрел. Правда, из миниатюрной пушки и холостой. Но все равно — Ганнибал хохочет, а купцы в панике. И нет на него управы... И пьет, и скандалит.
И взмолился бедный городничий Соколов в доносах вологодскому губернатору — уберите этого смутьяна, — куда угодно, только переведите. И бедного Ганнибала «перевели » на Соловки. И держали две недели взаперти в темном чулане. И пробыл он на Соловках шесть лет.