Португальский художник Амадеу ди Соза-Кардозу выделяется даже среди целого созвездия ярчайших творцов века модерна, с которыми он общался, спорил, дружил и даже стал родственником одного из них.
Пока они творили то, что сегодня называют веком модерна, Соза-Кардозу попытался пойти дальше, и именно эти его попытки по праву называют прологом к следующему веку – постмодерна.
Родившись в 1887 году и получив архитектурное образование в Лиссабонской академии изящных искусств, он едет в Париж, где окунается в мейстрим тогдашней художественной жизни и близко знакомится с Амедео Модильяни, Хуаном Грисом, Пикассо, со скульпторами Константином Барнкузи и Александром Архипенко. Сам он начинает писать полотна, видя которые, даже новатор Пикассо говорит: «Нет. Рано». Соза-Кардозу действительно опережает время, но это не мешает ему получить громкое признание. Его выставки проходят в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Лондоне, Париже и Москве.
С началом первой мировой войны ему приходится вернуться в Португалию. Немного осмотревшись, он все же перебирается поближе к «большой Европе», в Барселону, где находит родственную душу – Антонио Гауди, который старше его на 35 лет. Соза-Кардозу становится не просто другом, но членом семьи Гауди, женившись на племяннице архитектора Лусии Перетто. Их называют самой красивой парой Барселоны.
Соза-Кардозу умирает в расцвете сил и творческих замыслов в возрасте 30 лет 25 октября (7 ноября) 1918 года, как и многие художники той поры, от испанки.
Иллюстрация 1: Амадеу ди Соза-Кардозу. Прыжок кролика. 1911. Масло, холст. 49,9х60,8 см. Чикагский институт искусств. Источник иллюстрации: Чикагский институт искусств.
Иллюстрация 2. Фотография Амадеу ди Соза-Кардозу. 1917. Источник иллюстрации: Викимедиа
Иллюстрация 3: Амадеу ди Соза-Кардозу. Укулеле (четырехструнная гитара). 1914-1915. Масло, холст. Национальный музей современного искусства, Лиссабон. Источник иллюстрации: The Athenaeum
Иллюстрация 4: Амадеу ди Соза-Кардозу. Жизнь скрипки. Масло, холст. Национальный музей современного искусства, Лиссабон. Источник иллюстрации: The Athenaeum