Дед да баба слепили Снегурочку из снега. На удивление всем Снегурочка ожила и стала им дочкой. Прожили зиму, а весной Снегурочка загрустила. Однажды подружки пошли в лес. Снегурочке не хотелось, а старики велели идти с подружками. Там все развеселились и стали прыгать через костер. Снегурочка не хотела, но подружки стали настаивать, чтобы она прыгнула. Снегурочка прыгнула и растаяла.
После прочтения сказки пусть дети её перескажут. Пересказ сказки позволяет выстроить последовательность событий.
Виновата ли Снегурочка в своей гибели?
Ответ ребёнка, как правило, будет относиться к одному из четырех вариантов:
Доморальный уровень
Снегурочка не виновата, она боялась, что подружки над ней будут смеяться, если она не прыгнет через костер.
Такого рода ответ свидетельствует о доминирующем страхе, в основе которого зависимость от общественного мнения. Такой страх может привести к саморазрушению.
Что делать? Нужно показать ребёнку объективное. Снегурочка слеплена из снега. Она особенная. Снег имеет способность таять при нагревании. Зная это, Снегурочка не должна была прыгать через костёр.
Моральный уровень
Снегурочка не виновата. Если все прыгали через костёр, она тоже должна была прыгнуть. Все должны участвовать в общей игре.
Такого рода ответ – это оправдание. Человек отказывается сам думать. Так проще.
Что делать? Следует показать, что нормы могут иногда противоречить объективной реальности. Ситуацию нужно рассматривать не вообще, а в отношении к конкретному случаю.
Псевдоморальный уровень
Снегурочка не виновата. Она хотела поддержать общее веселье.
Отвечая таким образом, человек уходит от понимания главного: он сам отвечает за свою жизнь.
Что делать? Необходимо объяснить, что иногда нужно быть сильнее общественного мнения или ожидания окружающих.
Нравственный уровень
Снегурочка виновата. Она должна была сама отвечать за свою жизнь.
Данный ответ свидетельствует о понимании ответственности за свою жизнь. Такая позиция позволит противостоять разрушительным силам извне.
Что делать? Следует порассуждать на тему, почему Снегурочка согласилась сначала пойти в лес, а затем прыгнуть через огонь?
Педагогический совет
Можно провести аукцион. Назвать как можно больше способов вежливого отказа:
-прыгать через огонь;
-идти в лес;
-участвовать в игре.