1956 год. На улицах Москвы расклеены афиши, оповещающие жителей о днях декады эстонского искусства и литературы. В программе - мастера эстонской оперы , драмы, эстрады. Эмблема декады возникла у входа в столичные театры и концертные залы. И сразу же в многочисленных театральных кассах началась бойкая торговля билетами.
В залах Академии Художеств СССР выставлены произведения молодых художников Эстонии. В газете "Советская Эстония" этому событию отведено место в колонке "Письмо из Москвы", автор - корреспондент газеты Н.Борисов :
"Дипломные работы молодых художников, выставленные в залах Академии Художеств СССР, получили высшую оценку государственной экзаменационной комиссии и после одобрения опытными экспертами отобраны из большого количества дипломов, как самые зрелые, содержательные и интересные работы. Чем же они интересны? Какую оценку получили у московской художественной общественности? Как москвичи встретили это неожиданное предисловие к декаде эстонского искусства и литературы?
Заслуженно большой успех выпал на долю картины Ивана Несынова "У ворот биржи труда", написанной под руководством доцента И.Кимма. Сюжет картины строг и прост. Вот он, старый Таллин ещё не столь давних лет... На тротуаре, у здания биржи труда, теснится длинная очередь голодных, изнурённых, лишённых надежды людей.
У этой картины толпятся зрители.
Здесь же , по соседству с большими полотнами, разместились небольшие, но тоже интересные, талантливо исполненные выпускницей Имби Линд, эскизы декораций и костюмов к балету Э. Каппа "Золотопряхи"
Исключительный успех выпал на долю талантливо исполненной выпускницей Рохта Буддель огромной скульптуры "Калевипоэг мечет жребий на царствование". Эта монументальная скульптура возродившая пока что в гипсе один из любимых образов эстонского эпоса, с блеском запечатлела могучую силу народа, его непоколебимую стойкость и мужество в борьбе за светлое будущее."
В Академии Художеств СССР картина "У ворот биржи труда" молодого художника из Эстонии Ивана Несынова, была отобрана на международную выставку изобразительного искусства в г. Пекин. После успеха на международной выставке это произведение заняло своё место в коллекции Государственной Третьяковской Галереи.
Иваном Несыновым был пройден одиннадцатилетний путь профессионального обучения на художника - живописца. В возрасте 28 лет он получил диплом с отличием Таллинского государственного художественного института Эстонской ССР . Мечта, рождённая в маленьком посёлке Залари Иркутской области в Восточной Сибири, сбылась.
А пока этот успех не пришёл, в 1945 году Ваня Несынов заскочил на товарный поезд в Заларях и поехал учиться на художника в г. Иркутск в изопедтехникум. Через много лет он скажет: - Я даже не помню, во что был одет. Продал свой трофейный немецкий велосипед, попрощался с собакой Пират, обнял любимую девушку Нонну , с которой познакомился 9 мая 1945 года в момент ликования всего народа за победу над фашистской Германией. В товарнике был жуткий холод, а чувство голода вообще казалось постоянным. И я не помню, где и что ел. Но очень хотел выучиться на художника. Это чувство было больше чем чувство голода. А откуда оно - я не знал. Иркутск - культурный центр Восточной Сибири. Река красавица Ангара , вытекающая из волшебного озера Байкал, окаймляет этот город. На её берегах стоят причудливые деревянные домики, церквушки,чудом уцелевшие от варварских разрушений в 30-е годы 20 века. Здесь даже проходят выставки художников, есть музыкальное общество и свои литераторы... В этом городе единственный на весь край художественный музей и изопедтехникум, который готовит кадры преподавателей рисования для школ, единственный университет. Сразу же после войны - 22 июня 1945 года в помещении Дома культуры завода им.Куйбышева открылась областная выставка, посвящённая дню Победы над фашистской Германией. На ней экспонировалось почти всё, что было создано иркутскими художниками за суровое и тяжёлое военное время. Эта выставка стала первой, на которой побывал в качестве зрителя Ваня Несынов.
Изопедтехникум находился на улице Тимирязева в красивом уголке г. Иркутска рядом с усадьбой декабристов Волконских и сохранившимся храмом Преображения Господня. Ваня поступил на 1 курс пятилетнего обучения на живописное педагогическое отделение. Скоро изопедтехникум переименовали в Иркутское областное художественное училище. Повезло с педагогом - Александр Карпович Руденко с удовольствием передавал свой опыт рисовальщика и живописца. После окончания училища Иван Несынов принимает решение ехать в г. Москва и поступать в художественный институт. Вспоминая этот момент он с иронией говорил:
- Поехал поступать в Москву в институт в одних белых тапочках...
В 1950 году центрами высшего художественного образования были Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова и Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.
Со всей страны выпускники художественных училищ стремились продолжить обучение в этих учебных заведениях.
По результатам вступительных экзаменов на живописное отделение в МГХИ им. В.И.Сурикова Ивану Несынову не хватило 1 балла и ему приёмная комиссия предложила переложить документы на "станковую графику". Как ещё один вариант, ехать в столицу Эстонии г. Таллин на факультет станковой живописи.
В послевоенной Эстонии строился социализм. Иван быстро освоил эстонский язык и мало чем отличался от эстонских студентов. Он рассказывал:
- Кроме меня были и другие русскоязычные студенты. Но по каким -то причинам они не хотели учить эстонский язык. Наверно было просто лень это делать. Всем хотелось побыстрей стать дипломированными художниками. Преподаватели говорили очень мало, но точно. Благодаря моему стремлению знать эстонский язык , я получил некоторое уважение от них. Им было приятно.
Зная о бедственном материальном положении Ивана Несынова,педагоги подсказали сходить в мастерские к эстонским художникам. Те отказывались рисовать портреты И. В. Сталина и готовы были отдать эту работу русскому студенту. Лишь бы он не подвёл по качеству исполнения. Каждый день, после учёбы в институте , Иван Несынов стал подрабатывать на портретах вождя в технике "сухая кисть". Приехала Нонна, любимая девушка из далёких Заларей. Они расписались в ЗАГСе , в старой Ратуше . В 1952 году родился сын Игорь.
В 1953 году комитет комсомола художественного института принимает решение об исключении Ивана Несынова из рядов Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи и ходатайствует перед ректором об исключении из института за порчу комсомольского билета и неуплату взносов.
Кто - то написал донос, что после учёбы Иван Несынов подрабатывает в творческих производственных мастерских, получает там гонорары, а взносы в комсомольскую организацию с этих гонораров не платит. Платит только со стипендии. Вызов на комитет комсомола завершился тем, что после выслушанных обвинений в свой адрес, Иван Несынов достал из кармана свой комсомольский билет, порвал его у всех на глазах, бросил на пол и ушёл, хлопнув дверью.
Как правило, такие выходки в советское время не прощались. По институту быстро разошлась новость - Ваню исключили. Поддержка пришла от преподавателей. Ректор сослался на то, что Иван Несынов не имел официального трудоустройства, а только подрабатывал помощником и официально заработной платы не получал . Это было возможно по согласованию с руководством творческих производственных мастерских. Кроме того, данный студент полностью выполняет учебные программы и учится на "отлично", а также имеет малолетнего ребёнка и со стороны комсомольской организации данному моменту не было уделено должного внимания в плане оказания какой -либо помощи.
К защите диплома Иван Несынов выбрал тему для жанровой картины "У ворот биржи труда". Он рассказывал:
- В тот исторический момент строительства социализма в Эстонии происходила коллективизация сельского хозяйства. Создавались колхозы, совхозы, рыбхозы. Из недовольных советской властью образовались банды "лесных братьев", которые свирепствовали на окраинах и в лесах. Люди , в основном мужчины , потянулись вереницей в город, чтобы найти работу . В сельской местности всё нарушилось - ни денег, ни земли, да ещё и банды вокруг и те, кто их ловит. В Таллине у ворот биржи труда образовалась нескончаемая очередь из беженцев. Они стояли и днём, и ночью. Я приступил к сбору материала - этюды, рисунки, наброски. Меня поддержали декан П.Люхтейн и доцент И.Кимм. Каждое утро ходил к бирже труда в поисках композиционного решения. Используя штатных натурщиков института, которые также были родом из сельских местностей, определил пластику и персональные характеристики основных фигур - участников композиции.
Государственную экзаменационную комиссию возглавил академик Академии художеств СССР Александр Александрович Дейнека, автор "Обороны Севастополя",1942.
Известный советский художник, чей авторитет был высок , в том числе, и в Советской Эстонии.
Александр Александрович был в нескрываемом восторге от дипломной картины Ивана Несынова "У ворот биржи труда", сказав, что это дипломное произведение заслуживает шесть баллов, если бы такая оценка существовала. Он рекомендовал "У ворот биржи труда" к участию на выставке в г. Москва, а также лично провёл переговоры с сотрудниками Государственной Третьяковской галереи по поводу приобретения данной картины в коллекцию.