Найти в Дзене
Точность слов

Здоровый подход к историческим дебатам: прошлого не существует

История не имеет сослагательного наклонения.

Все это слышали, но мало кого это остановило даже от самых безумных спекуляций на тему альтернативной истории.

Однако, это выражение глубже, чем принято считать: история не имеет сослагательного наклонения не потому, что прошлое нельзя изменить.

Сослагательное наклонение по определению предполагает не возможность изменения прошлого, а возможность рассуждать об изменении прошлого.

Однако история не имеет сослагательного наклонения — иными словами,

Отсутствие сослагательного наклонения в истории означает невозможность знать, какие существовали нереализованные альтернативные варианты случившегося, вероятность их реализации вместо случившегося и даже сам факт существования альтернативных вариантов случившемуся.

Мы можем предположить любой альтернативный сценарий, но он будет заметно хуже: с белыми пятнами, допущениями, натяжками и разрывами причинно-следственных связей, суммарная погрешность которых будет достаточно значительной, чтобы признать нежизнеспособность этой модели в качестве альтернативного пути развития событий в нашей реальности; что делает забракованный сценарий тем, чем он и является, по сути — вымыслом.

Это верно для

  • детерминистской физической модели: в ней и будущее, и прошлое безальтернативны по определению;
  • индетерминистской физической модели: в ней будущее не предопределено, а представляет собой набор вероятностей; но прошлое уже определено;
  • мультивселенной: в каждой из всех возможных вселенной есть только одна ветка прошлого.

Как только выбор сделан — все альтернативные варианты закрываются (или получают развитие уже в таймлайне альтернативных вселенных).

Перед нашими глазами будут полные причинно-следственные цепочки, уходящие в прошлое — и ни малейшего представления о том, какие возможности скрывались за поворотом, который не был сделан.

И этого уже не вернуть ни в мысленном эксперименте, ни мощнейшей компьютерной симуляцией. Иными словами,

Гипотетически возможно:

1. Извлечение из события до 100% сформировавших его цепочек причинно-следственных связей;

  • и, как следствие — получение представления обо всех задействованных в событии факторах и степени влияния каждого из них.

2. Существование неповлиявших (потенциальных) факторов: то есть, имевших нереализовавшуюся вероятность быть задействованными в событии;

  • как следствие, в событии не возникло причинно-следственных цепочек, основанных на неповлиявших факторах;
  • как следствие — невозможно получить представление о том, имело ли событие неповлиявшие факторы, какие именно и с какой вероятностью повлиять на событие;
  • как следствие — невозможно определить возможность, характер или вероятность альтернативного развития события, какие бы судьбоносные перемены неповлиявший, в итоге, фактор ни означал.

Конечно, можно сделать некое допущение — и добавить в эту модель некий произвольный неповлиявший фактор X — но это уже будет пространство литературы, а не науки, фикшна, а не истории.

Вроде «России, которую мы потеряли»: огромное количество людей добровольно запираются в раковине своей психологической травмы, идентифицируя её кто с 1917-м, кто — с 1991-м — годами пытаясь «переиграть» давно завершившиеся конфликты, как будто это изменит их исход.

Люди, «болеющие» за ту или иную сторону в истории, думают, что так выражают свою лояльность. Представьте себе такое же поведение у болельщиков спортивной команды: пересматривать старые матчи, подсказывать игрокам, пересчитывать турнирные таблицы так, как им кажется справедливее.

Спортивные фанаты — не та публика, которая славится своим благоразумием, но даже с их точки зрения это будет поведение тронувшегося умом собрата-болельщика.  

Люди, «болеющие» за ту или иную сторону в истории

  • не привносят в историческую науку ничего нового.
  • производят и распространяют ложные нарративы.
  • дискредитируют историю,
  • даже для себя из этого не открывают ничего нового.

Корни этой проблемы лежат в психологии.

Для людей прошлое — это часть реальности, контакт с которой воспринимается как двусторонний: то есть, интуитивное восприятие прошлого людьми — как чего-то, что воспринимается и на что восприятие может повлиять.

Звучит абсурдно вслух, не так ли? И тем не менее, соответствует поведению, отношению многих людей к прошлому.

Эта двойственность вытекает из путаницы прошлого как объективной реальности и субъективного восприятия прошлого.

1. Как объективной реальности прошлого не существует.

Как и будущего тоже. Существует только сейчас. Каждый атом во вселенной занимает какое-то положение. Например, в составе часть некой молекулы. Допустим, как этот атом углерода в составе молекулы метана CH₄:

В результате реакции метана с кислородом из набора атомов, составлявших молекулу метана и две молекулы кислорода (O₂) получается две молекулы воды H₂O и молекула углекислого газа CO₂,

Атом углерода стал частью молекулы углекислого газа, а той молекулы метана больше не существует — она осталась в прошлом.

Самого прошлого ни в каком виде не существует.

Но у свидетеля этой реакции появилось воспоминание о том, что раньше этот атом углерода был в другой комбинации.

Воспоминание — это не часть прошлого, это настоящее: сделанная мозгом нейронная заметка, которая точно так же разбивается с уровня нейронов до конкретных атомов.

Для простоты представим, что эта заметка есть только в одной голове и больше нигде.

В этот случае в этой голове не просто хранится воспоминание о прошлом, а воспоминание и есть прошлое. Точнее, представление о прошлом.

А воспоминания способны меняться — и ложное воспоминание об этом атоме углерода станет ложным представлением о его прошлом. Это объясняет, на мой взгляд, трепетное отношение людей к собственным представлениям об истории: интуитивно каждый человек ощущает, что знание о том, что славяне являются потомками Иисуса Христа уязвимо — если он позволит себя переубедить, то пропадёт не просто эта мысль, а сотрётся прошлое.

Но на самом деле пропадёт только мысль, а прошлое и так стирается каждую микроскопическую долю секунды, с которой происходят химические реакции. Точнее, оно никогда и не возникало: у атомов есть только «сейчас».

Не углубляясь в то, чем же тогда является прошлое, подчеркну чем оно ещё, кроме реальности, не является:

2. Память о прошлом тоже не прошлое

А значит:

3. Изменением образа мыслей прошлое не изменить.

Прошлое вообще ничем не изменить, потому что его не существует.

К счастью, память об исторических событиях хранит не одна голова. Эта память есть во многих головах и различных носителях, начиная от археологических артефактов и заканчивая серверами «Википедии».

Совместно они образуют массив общего знания, common knowledge.

Для нужд истории достаточно того, чтобы эти данные были синхронизированы между носителями, потому что любое отклонение будет заметно — по сути, это распределённая система хранения, напоминающая естественный блокчейн.

И настройка этой синхронизации как раз и является темой этого размышления.

Историческое знание в каждой конкретной голове относительно common knowledge может находиться, условно, в одной из трёх позиций: плюс, минус, ноль.

Ноль (0) — это знание, соответствующее common knowledge

Минус (-) — это знание, портящее common knowledge. Это индивидуальное или групповое заблуждение, ложное воспоминание или сознательная ложь.

Плюс (+) — это знание, улучшающее common knowledge. Например, новое историческое открытие.

В независимости от того, к какой категории относят содержимое конкретной головы окружающие — принять решение, что в ней хранится и что с этим делать может только хозяин этой головы.

Объективных правил тут нет. На каком-то уровне и сама объективность — это абстракция. Но историческая дискуссия оперирует на менее глубоких уровнях.

Многие люди захвачены историческими фантазиями и живут прошлым буквально на уровне психологического расстройства — им это объяснение не поможет.

Кому-то в глубине души понятна вымышленная природа его взглядов на историю, но они слишком ему дороги, чтобы делать усилие над собой, отказавшись от - в пользу 0.

Но больше всего людей, кто в глубине души ощущает субъективность своих представлений об истории, но там же, в глубине души, ощущает эту неясную связь своих представлений с самим прошлым.

Вот этим людям объяснение иллюзорной природы этой связи и понимание, что прошлого не существует, а воспоминание о прошлом — это не прошлое, может помочь сделать усилие и разорвать эмоциональную связь с прошлым — то есть, разорвать привязанность со своими представлениями о нём.

Иными словами, коммунисты, монархисты и язычники должны сделать сознательное усилие и принять тот факт, что СССР, Российской империи и дохристианской Руси не существует. И неважно, как долго — 5 минут или 5000 лет. Когда существует только «сейчас» — всё остальное это «не сейчас». Если атом углерода сейчас в молекуле углекислоты — то молекулы метана не существует.

Это важно — не вестись на метафоры времени и истории, подразумевающие протяжённость — мол, поезд ушёл. Ушедший поезд можно догнать и даже вернуть, но секунду назад, а не то, что 1917 год, уже не вернуть.

Осознав это, можно начинать эмоционально отлипать от своих собственных представлений о прошлом и переносить фокус на представления о будущем.

Это значит, что от взглядов отказываться необязательно. Марксист может оставаться марксистом, монархист — монархистом, язычник — язычником.

Все три взгляда описывают некую среду, условия, в которых их носитель желает оказаться.

Иными словами, все три взгляда, как и любые взгляды, системы ценностей, идеологии — это образ будущего.

Вот на него и нужен фокус.

Марксист с монархистом могут договориться о единой реальности 1917 года — хоть это и потребует от каждого уступок. Но только лишь потому, что у каждого из них — минусовая, искажённая версия представлений о том, какова была та реальность.

Тем не менее, сделать это следует:

  • во-первых, в личных целях — чтобы обрести более ясный и здоровый взгляд на мир вообще;
  • во-вторых — признание прошлого, его ошибок и достижений — это лучшее, что может сделать человек для приближения желаемого будущего.

Иными словами, монархист, мечтающий о царе, приблизит возможность реализации своей мечты (или здраво и без боли сможет её отпустить), если отпустит образ прошлого и перенесёт свою энергию на образ будущего.

Это значит, что той кисточкой, которой он закрашивал всё неугодное монархистскому взгляду в образе прошлого, ему следует начать рисовать образ будущего. В отличие от прошлого, образ будущего у каждого — идеально пустое полотно, которое как раз только и ждёт видение человека.

А замазанное в образе прошлого нужно, по возможности, размазать. Потому что — и это важно! — это ваш образ прошлого.

Монархист, замазавший кисточкой Кровавое воскресенье — замазал его только у себя, в своей голове, в своём образе прошлого. Коммунист, замазавший кисточкой расстрел в Новочеркасске — замазал его только у себя, в своей голове, в своём образе прошлого. Язычник, замазавший какие-нибудь неприятные особенности племенного уклада — аналогично.

Это не исправит common knowledge. Чтобы этого добиться — нужно убедить каждого из множества людей взять кисточку и замазать в своих представлениях те же самые места, что замазали вы. Этого невозможно добиться — узлов этого коллективного блокчейна слишком много.

Искажение common knowledge ничего не даст. Прошлое это не исправит — его не существует. Исправятся представления о прошлом в головах людей. Но что это даст? Если сталинист убедит всех людей на земле, кто слышал фамилию Сталин перерисовать представления сталиниста в своих головах, не важно, какими бы правильными и нужными они не казались сталинисту, всё, чего он добьётся — это миллионы человек, солидарные в своём представлении о чём-то несуществующем.

Проблемы прошлого можно решить только в будущем. Сталинист, как и монархист и все остальные не хочет исправления прошлого. Разумеется, если речь не идёт о болезненной зацикленности. В остальных случаях, он хочет того же, что и все: жить при Сталине, а не в воображении о Сталине. И решение для него то же самое: взять кисточку и обратиться к пустому мольберту, начав представлять там, как это в его случае возможно, каков его желаемый образ будущего.

Переключиться на образ будущего невозможно, пока не очищен образ прошлого. Переключение на образ будущего не означает перестать говорить о прошлом — речь об истории, в конце концов. Речь о том, чтобы перестать сражаться за прошлое. Особенно за свою версию прошлого. Коммунисты, монархисты, либералы, атеисты, христиане, сатанисты — для всех существует некое достаточно объективное представление о прошлом, с которым можно согласиться, если перестать считать каждый признанный грех на стороне своей команды — ударом, а каждый грех, приписанный команде соперника — успехом. Если речь о прошлом, то это в обоих случаях провал.

Договориться нужно только по фактической стороне: был или не был Голодомор? Можно по-разному к нему относиться, не обязательно менять свои взгляды, но выяснить, умирали ли люди в такой-то период на такой-то территории от голода и если да, то почему им нечего было есть — можно и нужно.

Если краснеющий сталинист продолжит замазывать это место белой краской по образцу своих представлений, а пунцовый либерал — разбрызгивать красную по образцу своих — оба так в прошлом и останутся. А образ будущего за них нарисует кто-нибудь другой.

Вырваться из ловушек прошлого означает договориться по объективным фактам и представлениям о прошлом. Как только со вчерашним оппонентом достигнуто признание некоей полагаемой обоими объективной реальности и спорить на тему было/не было, мог/не мог больше не требуется — одной ловушкой сознания, прилепившего человека к войнам из прошлого стало меньше.

Ловушка прошлого — это разногласие о прошлом. Закрыть их в интересах любого человека, который увидеть прогресс своих убеждений в будущем. Никакого счёта выиграл/проиграл тут не существует. Попытка закрыть разногласия «в свою пользу» — продолжение несуществующей битвы. Тем более, что речь о common knowledge, который формируется как некий глобальный компромисс точек зрения — и если ваша точка зрения далековата от консенсусной, то прогнуть его в свою сторону всё равно не удастся. А если ваша мотивация — «очки своей команде» — то не стоит и пытаться. Никакого счёта уже не ведётся, игра закончена, и счёт известен — речь, скорее, о том, чтобы его открыть и признать. Но точно не исправить.

Согласие в прошлом — единственный ключ к будущему. Причём, от того, насколько радужным или страшным получается прошлое, успех в будущем не зависит никак. Только от объективности и стремления договориться. Иными словами, сталинисту, который доказывает, что жертв репрессий было всего 500 тысяч, тайно верит в 5 миллионов, но считает, что «так надо», но узнаёт, что common knowledge — то есть, не мнение трёх человек, а широкий консенсус историков не только и не столько русскоязычных, а по всему миру — 50 миллионов жертв, то, при условии, что эти расчёты отвечают критериям научности, ему следует принять этот консенсус. Идея же сталиниста, наверное, в том, что надо взять из сталинизма всё хорошее и не повторять плохого. Сделать это позволит признание плохого, а не отрицание. Прошлое это всё равно не изменит, а из ловушки прошлого выпустит.

Представьте себе Наполеона, получившего возможность из 1811 года заглянуть в 1815 — узнав, что ему грозит, он, вероятно, не стал бы отрицать увиденное и своё поражение, а заинтересовался бы тем, какие он допустил ошибки — и как их избежать.

Это и есть конструктивная линия обсуждения: если вы считаете, что история в каком-то месте совершила поворот не туда — например, вы сожалеете о распаде Советского Союза, или крушении Российской империи — или гибели Римской империи, то сперва нужно признать и принять, что эти события произошли — и произошли невозвратно и неслучайно.

Рим погиб не просто так — фундамент его будущей катастрофы начал закладываться ещё во II веке н.э. Российская империя не рухнула бы так стремительно, не будь она колоссом на глиняных ногах.

А развал СССР может быть и не был очевиден до самого конца, но все «безопасные повороты» были пропущены ещё в 50-е

Монархисты, сталинисты, коммунисты, республиканцы — какой бы момент в истории вам ни хотелось бы отменить, здравый исторический подход начинается с признания исторической неудачи и максимального взвешенного и объективного анализа её причин. 

Российская империя в альтернативной вселенной в своих крупнейших возможных границах (alternatehistory.com/forum/threads/ahc-largest-plausible-russian-empire.280596)
Российская империя в альтернативной вселенной в своих крупнейших возможных границах (alternatehistory.com/forum/threads/ahc-largest-plausible-russian-empire.280596)

Всем ли это нужно

Многие не-сталинисты могут сказать, что лучше пусть сталинисты так и пропадают с концами с дебатах о прошлом, чем закроют разногласия и за образ будущего сталинизма засядут — но я, хоть и сам не-сталинист, с этим несогласен. Ловушки прошлого и токсичные дискуссии, которые они вызывают — мешают всем.

Умение находить общий язык и соглашаться в восприятии объективной реальности куда важнее, чем согласие во взглядах. Потому что научившись договариваться по фактам — можно будет найти решение для всех и с оценками.

Не научившись договариваться по фактам — тем более не договоримся ни по чему остальному.

А история, хоть и кажется многим поводом для холиваров — идеальная площадка для тренировки. Потому что ей уже ничем не повредить.

Прошлого не существует. Историю не переписать. Зато можно избежать её повторения.