С марта 2015 года статью «МаксимОнлайн» «Все не так плохо: тагильский миллиардер построил чудо-клинику для простых людей» репостнули тысячи пользователей соцсетей и различных сообществ с подписями типа «Олигархи в недоумении...» или «БУДУЩИМ МИЛЛИОНЕРАМ И МИЛЛИАРДЕРАМ ПОСВЯЩАЕТСЯ», как пример того, что частные деньги можно и нужно инвестировать в социально значимые объекты в России, а не покупать яхты и дворцы. Но мало кто знает, что спустя три года Тетюхинский госпиталь буквально дышит на ладан и только какие-то высшие силы не дают Центру закрыться.
«Владислав Тетюхин не стал тратить свое состояние (по оценке Forbes на 2012 год $650 млн) на яхты и тропические острова. Вместо этого бывший совладелец «ВСМПО-Ависма» продал все акции и вложил деньги в передовой диагностический центр эндопротезирования, который даст фору подобным учреждениям в Европе».
…говорится в первом абзаце статьи и у читателя может сложиться мнение, что одним прекрасным солнечным утром тагильский миллиардер Тетюхин проснулся и подумал: «А не бросить ли мне всё и построить что-то бесплатное для простых людей». На самом деле, конечно, всё было совсем не так.
Начнём с того, что Владислав Валентинович родился и вырос в Москве в семье сотрудников НКВД, и лишь после окончания Московского института стали и сплавов в 1956 году оказался по распределению в Верхней Салде. На ВСМПО инженер Тетюхин проработал до конца 70-х, но вынужденно вернулся к родителям в Москву и возглавил титановую лабораторию в НИИ авиационных материалов. После известных событий начала 90-х будущего титанового магната вновь позвали на ВСМПО, но уже гендиректором. Потом началась всеобщая приватизация и Тетюхин со своим другом тагильчанином Вячеславом Брештом стали практически владельцами сразу двух оборонных предприятий – салдинского ВСМПО и пермского «Ависма» (крупнейшего в мире производителя титана). Типичная для того времени история. Ничего не понимающий в бизнесе Тетюхин целиком отдавал себя производству, а всеми финансовыми вопросами занимался Брешт.
В начале 2000-х разжиревшую на иностранных заказах «ВСМПО-Ависма» пытался отжать олигарх Вексельберг, но в конечном итоге это через генпрокуратуру и налоговую инспекцию сделала госкорпорация «Рособоронэкспорт» (Ростех) во главе с другом Путина Сергеем Чемезовым. Под давлением властей и силовиков Тетюхин и Брешт в 2006 году были вынуждены продать свои акции гораздо ниже их рыночной стоимости. Но если тагильчанин перебрался на ПМЖ в Израиль, где сейчас довольно успешно ведёт IT-бизнес, то москвич решил остаться в России и вложить свой капитал в медицину.
« Ну на кой хр*н мне деньги? Что я с ними буду делать? Мне достаточно того, что я имею пенсию, имею зарплату — мне хватает на жизнь »
Выбор был сделан в пользу создания Центра эндопротезирования суставов из всё того же титана. Дело хорошее, но и здесь государство подставило Тетюхина. Сначала были заминки с местом постройки госпиталя, а потом ещё и с финансами, поскольку планы у Владислава Валентиновича были грандиозные, а вот просчитывать риски он не умел. Первоначально смета на строительство составила 2,5 млрд рублей, которая к концу выросла до 4 млрд. Вырученных от продажи акций ВСМПО средств не хватило и бывший миллиардер пришёл с протянутой рукой к свердловским властям. С одобрения Путина на строительство Центра в Нижнем Тагиле был выделен ещё 1,2 млрд рублей, но за это область оформила на себя четверть госпиталя. В августе 2014 года Уральский медицинский центр получил лицензию, а в сентябре начал делать операции.
Вот как раз через несколько месяцев после официального открытия госпиталя и была написана та самая статья в «МаксимОнлайн». Казалось бы happy end, но нет – проблемы продолжились и опять со стороны государства. Тетюхин рассчитывал, что к нему в госпиталь поковыляют со всей России и ближнего зарубежья, ведь у него лучшие врачи и медтехника.
«Медперсонал 80-летний меценат подбирал очень тщательно, свозил в диагностический центр талантливых медиков со всей страны и даже из-за границы. Все работники живут в доме, построенном специально для них».
Представляю, как удивился бывший промышленник, когда понял, что федеральный Минздрав не хочет отдавать ему своих больных. Постараюсь объяснить на пальцах, почему так произошло.
Госпиталь хоть и является на 25% собственностью Свердловской области, но в первую очередь это частная контора, которая к системе здравоохранения не относится. Соответственно, лечение там не бесплатное, а только в рамках полиса ОМС и по квотам областного Минздрава. Вот и получилось, что оперироваться за счёт государства там могут только свердловчане за редким исключением и то при наличии квот. Для всех остальных услуги по прайсу.
Поэтому нельзя назвать Владислава Тетюхина меценатом в изначальном смысле этого слова. Да, это довольно скромный человек, настоящий фанатик своего дела, патриот и… не очень удачный бизнесмен.
Проблем бы не было, если бы Тетюхинский госпиталь был в 2-3 раза меньше (мощности Центра рассчитаны на 10-12 тысяч операций в год, но загружен он едва ли на половину), тогда клиника могла бы даже приносить доход. Но пока заработанных денег едва хватает на зарплату персоналу, который, кстати, потихоньку уже начинает покидать тагильский «Тетюник». Есть информация, что с 2019 года для частных клиник расширят список услуг, которые они смогут оказывать по полису ОМС, но спасёт ли эта мера госпиталь, пока не рискует предположить никто. Вот и думайте олигархи и будущие миллиардеры, стоит ли брать пример с Владислава Валентиновича.