Последнее время существенно увеличилось количество ставших достоянием гласности случаев школьной травли детей и подростков. Стало ли их на самом деле больше или это достижение современных нам интернет-технологий без адекватной статистики трудно сказать. Об одном можно говорить с уверенностью: случаи жестокого обращения со сверстниками были раньше и имеют место быть сейчас.
В обществе сложилось устойчивое мнение, что жертвами травли обычно становятся дети, не похожие на большинство, и, как правило, выделяющиеся в худшую сторону: с отклонениями в развитии, больные, бедные, с нестандартной внешностью, слишком тихие и нелюдимые. Но это не совсем так. В названных случаях агрессорами движет чувство превосходства, но мотивом для них может стать и чувство зависти! Таким образом, жертвами зачастую становятся красивые и умные дети, которые достигают какого-либо успеха, которых хвалят и ставят в пример взрослые.
Как чаще всего проявляется травля. Это может быть полное или частичное, но весьма заметное и обидное игнорирование ребёнка окружающими его детьми, грубые, оскорбительные, насмешливые и унизительные высказывания в его адрес и даже физическое насилие. Травля для жертвы - всегда является причиной страданий, замкнутости, снижения самооценки и боли. Очень часто последствия травли сохраняются в душе человека на долгие годы, а то и на всю жизнь, ломая и коверкая её естественный ход. Бывают случаи, что преследователи доводят жертву до самоубийства! Именно поэтому, мы взрослые просто обязаны суметь разглядеть эту проблему уже в зачатке и не только у собственных детей, но и у чужих, которых мы видим перед собой достаточно часто. Мы должны помочь детям предотвратить травлю, остановить её или справиться с её последствиями. Без помощи и вмешательства взрослых дети могут не справиться.
На что непременно следует обратить внимание:
· ребёнок часто получает в свой адрес насмешки и оскорбительные замечания;
· ребёнок часто подчиняется другим детям;
· ребёнок не может постоять за себя в случае психологического или физического насилия;
· у ребёнка отбирают или портят его личные вещи;
· ребёнок приходит с синяками или царапинами неизвестного происхождения;
· ребёнок замыкается в себе;
· ребёнок предпочитает находиться поближе к взрослым и подальше от сверстников;
· ребёнок выказывает явные признаки страха или сильное нежелание посещать школу или кружок…
Все выше перечисленные признаки не утверждают наличие насилия, но тем не менее их нельзя оставлять без внимания.
Если мы точно знаем, что ребёнок подвергается травле и преследованиям, то наша обязанность помочь ему:
· Мы обязательно в мягкой, не давящей ещё больше, форме выяснить все обстоятельства происходящего. Это потребуется и нам для принятия каких-либо решений и понимания ситуации и её критичности, и другим взрослым (школьной администрации, учителям, родителям обидчика…) для аргументации нашего к ним обращения за помощью и поддержкой.
· Нельзя идти на поводу собственных сильных эмоций. Да, мы можем быть шокированы происходящим, и нам захочется немедленно найти виновных во всех бедах и жестоко покарать их, но это не исправит ситуацию, а, наоборот, может усугубить её. Действовать необходимо только хотя бы немного успокоившись и обдумав свои дальнейшие поступки.
· Обязательно необходимо ладить контакт с пострадавшим ребёнком, он не должен чувствовать одиночество и покинутость. Ему необходимо выговориться и довериться кому-либо из взрослых.
· Ни в коем случае не стоит обещать ребёнку больше, чем вы можете сделать, но необходимо уверить его, что сделаете всё, что окажется в ваших силах.
· Постарайтесь найти для ребёнка другой круг общения, более лояльный к нему. Так вы поможете укрепить его самооценку и понимание того, что в том жестоком коллективе он просто оказался непонятым, что он ничем не хуже других.
Помимо этого, наша обязанность, как взрослых людей, всеми возможными способами предотвратить возникновение травли, а для этого необходимо научить детей обозначать свои личные границы и отстаивать их, быть менее уязвимыми, уметь отвечать на выпады в свой адрес, дабы пресечь их в будущем, нужно научить ребёнка не показывать свои боль, страх и обиду, а противостоять им. Стоит ли говорить при этом, что вы сами должны быть достаточно уверенным в себе человеком, не позволяющим ставить под какое-либо сомнение собственную ценность и не терпящим плохого к себе отношения. Помните, что в первую очередь дети не слушают нас, а смотрят на нас! Они подсознательно копируют нашу модель поведения, поэтому слабый неуверенный в себе взрослый .
Если кому-то для того, чтобы понять о каком именно явлении я сейчас говорила, необходимы иллюстрации, то он может смело обратиться к книге Железникова «Чучело» или к одноимённому фильму. В этом произведении представлено несколько форм травли на ребёнка, начиная от насмешек и заканчивая бойкотом и физическим насилием. Лично я и обратилась сейчас к этой теме после того, как на одном из родительских семинаров в нашей школе прошло обсуждение и книги, и фильма, и событий в них описывающихся.
Чтобы не пропустить новые публикации на канале, нажмите «Подписаться», а также жду ваших оценок, комментариев и дополнений по данному вопросу.
Если Вам понравилась эта статья, то жду ваших оценок и комментариев, а также подписывайтесь на мой канал, чтобы своевременно видеть новые публикации.