Найти тему
СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРАВЛЯ В ШКОЛЕ

Последнее время существенно увеличилось количество ставших достоянием гласности случаев школьной травли детей и подростков. Стало ли их на самом деле больше или это достижение современных нам интернет-технологий без адекватной статистики трудно сказать. Об одном можно говорить с уверенностью: случаи жестокого обращения со сверстниками были раньше и имеют место быть сейчас.

В обществе сложилось устойчивое мнение, что жертвами травли обычно становятся дети, не похожие на большинство, и, как правило, выделяющиеся в худшую сторону: с отклонениями в развитии, больные, бедные, с нестандартной внешностью, слишком тихие и нелюдимые. Но это не совсем так. В названных случаях агрессорами движет чувство превосходства, но мотивом для них может стать и чувство зависти! Таким образом, жертвами зачастую становятся красивые и умные дети, которые достигают какого-либо успеха, которых хвалят и ставят в пример взрослые.

-2

Как чаще всего проявляется травля. Это может быть полное или частичное, но весьма заметное и обидное игнорирование ребёнка окружающими его детьми, грубые, оскорбительные, насмешливые и унизительные высказывания в его адрес и даже физическое насилие. Травля для жертвы - всегда является причиной страданий, замкнутости, снижения самооценки и боли. Очень часто последствия травли сохраняются в душе человека на долгие годы, а то и на всю жизнь, ломая и коверкая её естественный ход. Бывают случаи, что преследователи доводят жертву до самоубийства! Именно поэтому, мы взрослые просто обязаны суметь разглядеть эту проблему уже в зачатке и не только у собственных детей, но и у чужих, которых мы видим перед собой достаточно часто. Мы должны помочь детям предотвратить травлю, остановить её или справиться с её последствиями. Без помощи и вмешательства взрослых дети могут не справиться.

На что непременно следует обратить внимание:

· ребёнок часто получает в свой адрес насмешки и оскорбительные замечания;

· ребёнок часто подчиняется другим детям;

· ребёнок не может постоять за себя в случае психологического или физического насилия;

· у ребёнка отбирают или портят его личные вещи;

· ребёнок приходит с синяками или царапинами неизвестного происхождения;

· ребёнок замыкается в себе;

· ребёнок предпочитает находиться поближе к взрослым и подальше от сверстников;

· ребёнок выказывает явные признаки страха или сильное нежелание посещать школу или кружок…

Все выше перечисленные признаки не утверждают наличие насилия, но тем не менее их нельзя оставлять без внимания.

-3

Если мы точно знаем, что ребёнок подвергается травле и преследованиям, то наша обязанность помочь ему:

· Мы обязательно в мягкой, не давящей ещё больше, форме выяснить все обстоятельства происходящего. Это потребуется и нам для принятия каких-либо решений и понимания ситуации и её критичности, и другим взрослым (школьной администрации, учителям, родителям обидчика…) для аргументации нашего к ним обращения за помощью и поддержкой.

· Нельзя идти на поводу собственных сильных эмоций. Да, мы можем быть шокированы происходящим, и нам захочется немедленно найти виновных во всех бедах и жестоко покарать их, но это не исправит ситуацию, а, наоборот, может усугубить её. Действовать необходимо только хотя бы немного успокоившись и обдумав свои дальнейшие поступки.

· Обязательно необходимо ладить контакт с пострадавшим ребёнком, он не должен чувствовать одиночество и покинутость. Ему необходимо выговориться и довериться кому-либо из взрослых.

· Ни в коем случае не стоит обещать ребёнку больше, чем вы можете сделать, но необходимо уверить его, что сделаете всё, что окажется в ваших силах.

· Постарайтесь найти для ребёнка другой круг общения, более лояльный к нему. Так вы поможете укрепить его самооценку и понимание того, что в том жестоком коллективе он просто оказался непонятым, что он ничем не хуже других.

Помимо этого, наша обязанность, как взрослых людей, всеми возможными способами предотвратить возникновение травли, а для этого необходимо научить детей обозначать свои личные границы и отстаивать их, быть менее уязвимыми, уметь отвечать на выпады в свой адрес, дабы пресечь их в будущем, нужно научить ребёнка не показывать свои боль, страх и обиду, а противостоять им. Стоит ли говорить при этом, что вы сами должны быть достаточно уверенным в себе человеком, не позволяющим ставить под какое-либо сомнение собственную ценность и не терпящим плохого к себе отношения. Помните, что в первую очередь дети не слушают нас, а смотрят на нас! Они подсознательно копируют нашу модель поведения, поэтому слабый неуверенный в себе взрослый .

-4

Если кому-то для того, чтобы понять о каком именно явлении я сейчас говорила, необходимы иллюстрации, то он может смело обратиться к книге Железникова «Чучело» или к одноимённому фильму. В этом произведении представлено несколько форм травли на ребёнка, начиная от насмешек и заканчивая бойкотом и физическим насилием. Лично я и обратилась сейчас к этой теме после того, как на одном из родительских семинаров в нашей школе прошло обсуждение и книги, и фильма, и событий в них описывающихся.

Чтобы не пропустить новые публикации на канале, нажмите «Подписаться», а также жду ваших оценок, комментариев и дополнений по данному вопросу.

Если Вам понравилась эта статья, то жду ваших оценок и комментариев, а также подписывайтесь на мой канал, чтобы своевременно видеть новые публикации.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц