ДБЛЗМ продолжает путешествие по миру запретов и безграничной цензуры. Исследовав мировые и российские ограничения, мы спускаемся в ее эпицентр - Советский Союз. Там есть из чего выбирать. В те времена каждый второй отечественный фильм несколько лет пылился на полке, переделывался и с трудом доползал до проката. Мы выбрали из всего это множества 5 любопытных картин с тяжелой судьбой.
1. "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж"
История неразделенной любви поварихи Аси к шоферу Степану появилась в далеком 1967. Однако, из-за цензуры драма Андрея Кончаловского пылилась на полке целых 20 лет. Цензоры углядели в картине "очернение" русской деревушки, а методы Кончаловского не соответствовали представлению властей о кинематографе. Впрочем, хоть фильм и не показывали, официальных бумажек о запрете проката не было. На "Мосфильме" лишь представили изрезанную версию под названием "Асино счастье", а про изначальный вариант картины предпочли забыть. Будто его и не было. Лишь в 1987 году полноценную "Историю Аси Клячиной..." впервые показали на экранах страны.
2. "Скверный анекдот"
Интерпретация одноименного рассказа Достоевского вошла в историю отечественной цензуры, как фильм-открытие новой эпохи запретов и ограничений. Тогдашнюю цензуру, в последствии, назвали "Брежневской полкой", и именно так выглядит ее первый экспонат. Комедия Алова и Наумова показалась цензорам "ошибочной". Ошибка, по-видимому, состоит в высмеивании либералов и колкостях в адрес чиновников. Наумов говорил, что такой прием от цензоров был для создателей картины вполне ожидаем. Фильм показали лишь спустя 21 год, но официального проката у "Скверного анекдота" так и не появилось. Видимо, слишком честно.
3. "Проверка на дорогах"
Военную драму Алексея Германа погубила неоднозначность поднятой темы. История о русском хиви (власовце, проще говоря), вставшем на путь искупления и вернувшемся в ряды Советской армии, пролежала на "цензурной" полке 15 лет. Официальной причиной была названа "дегероизация народного сопротивления". Мол, положительные черты "наших" солдат были преуменьшены в угоду "вернувшемуся" главному герою. В итоге, Госкино СССР не устроил образ советского народа, а Германа обвиняли чуть ли не в неведении мирового устройства. Сам режиссер, впрочем, считал, что "Проверку на дорогах" прикрыли из-за ее сострадания к добровольно сдавшимся пленникам.
4. "Агония"
Кино-биографию Распутина за авторством Элема Климова запрещали целых 3 раза. В первые два (1966 и 1967 год) цензоров не устроил сценарий. Образ Распутина казался им слишком размашистым, а раскрытие интимных тайн из царской жизни - не лучшим способом для идеологической борьбы. Третью попытку Климов предпринял в 1973 году - с поддержки Филиппа Ермаша, тогдашнего начальника Госкино. И к 1975 году "Агония" была готова. Но проблемы не закончились: завершенную картину не допустили до проката. Отдали назад: "мол, на доработку". В 1982 Климов проехался с "Агонией" по европейским фестивалях и с успехом показал картину в Венеции. Но невзирая на международное признание, в советский прокат фильм вышел лишь через 3 года - в 1985.
5. "Урок литературы"
Трагикомедия о сверх-честном учителе литературы (дядя решил хотя бы день говорить только правду) на первый взгляд кажется весьма безобидной. Но не стоит делать скоропалительные выводы. Не зря же цензоры посчитали фильм Алексея Коренева вражеской пропагандой, а главного героя образцом анти-коммунистического поведения. Более того, ребята докопались до начального названия картины - "День без вранья", и обязали режиссера сменить его на что-то более безобидное. В своих байках, сценарист "Урока литературы" Георгий Данелия (его имени, впрочем, нет в титрах) объяснил недомолвки с названием. Мол, если без вранья всего лишь день, то, по их логике, получается все остальное время советская власть врет... Маразм крепчал.