Найти тему

Ты готов к ЕГЭ по химии 2019? Прочитай! Пригодится! 29-е задание (подводные камни простых задач)

Вы хотите подготовиться к ЕГЭ по химии фундаментально, профессионально, результативно, получая удовольствие от каждой стадии образовательного процесса? Тогда вам сюда! Читайте с радостью - учитесь с удовольствием!

"Время летит очень быстро. О ужас! Скоро ЕГЭ, а мне еще учить и учить химию. Разве только химию?! И русский, и математика - тоже требуют много времени. А тут, как назло, память совершенно подводит. Вечером выучишь десяток формул, разберешься с условиями протекания реакций, утром встанешь - ничего не помню! Все знания, как корова языком слизала! С такими успехами ЕГЭ не сдашь! Как быть?! Что нужно делать, чтобы память не подводила в самый ответственный момент?!" Наверняка, так думает каждый из вас. Мамы сбились с ног в поисках чудо-средства, содержащего витамины для памяти, пилюли от лени и мотивационную микстуру в одном флаконе. Ребята, расслабьтесь! Возьмите в одну руку яблоко, а в другую - грушу и читайте лайфак мудрого репетитора, периодически вгрызаясь в сочную мякоть замечательных фруктов.

Советы мудрого репетитора

Памятьэто психический процесс, с помощью которого сохраняется, закрепляется и воспроизводится весь психический опыт человека для дальнейшего его использования. Это определение я подсмотрела на просторах Интернета. Умно сказано, но нам нужна хорошая память реальная, а не виртуальное определение понятия "память". Поэтому слушайте практические рекомендации.

Как улучшить память? 7 советов

1-й совет. Каждый вечер выделите 1 час для решения задач по химии. Начните с простых ( 27-29 задания ЕГЭ), затем можно решить одну сложную задачу (34-35 задания ЕГЭ). Расчетные задачи включают активацию бета-волн, которые генерируются левым полушарием мозга человека и отвечают за логическое мышление, концентрацию внимания, повышают обработку и усвоение информации.

2-й совет. Возьмите на себя обязательство – запоминать в день по 10 формул и терминов (следует запоминать, также, значение термина).

3-й совет. Если вы левша, начните все привычные вещи делать правой рукой, а если правша - левой. Таким образом, вы включаете и тренируете противоположное от руки полушарие головного мозга и настраиваете новые нейронные связи.

4-й совет. Тренируйте ассоциативную память, попробуйте формулы и термины ассоциировать с числами, запахами или звуками. Придумывайте мнемонические правила для запоминания формул и терминов (подробнее о мнемонике расскажу в следующих статьях).

Однако, не все сразу. Самые важные Советы мудрого репетитора вы прочитаете в конце статьи. Вас также ожидает сюрприз - минутка юмора на тему "Память в смешных историях (анекдотах)". А пока давайте займемся важной темой - подготовкой к ЕГЭ по химии.

Сегодня мы поговорим о некоторых алгоритмических особенностях 29-го задания ЕГЭ. Согласно "Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году единого государственного экзамена по ХИМИИ", 29-е задание включает КИМы по теме "Расчёты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ". Такие задачи алгоритмически очень простые, поэтому оцениваются всего в 1 балл. Однако, даже в простых задачах есть свои трудности, к которым относятся особенности химических процессов. Как правило, химические реакции, представленные в 29-м задании, связаны с процессами, характерными для целого класса соединений (металлы, неметаллы, оксиды, кислоты, основания, соли, ОВР). Поэтому достаточно понять общие химические свойства класса, и вы легко пропишите уравнение химической реакции, протекающей в задании.

Решим и проведем анализ ряда задач 29-го задания ЕГЭ, используя Четыре Заповеди. Читайте внимательно и обязательно записывайте решение. После проработки статьи попробуйте самостоятельно решить эти задачи. Итак, поехали!

Задание 29 (1)

Рассчитайте массу осадка, образующегося при взаимодействии избытка раствора хлорида бария с раствором, содержащим 10,26 г сульфата алюминия. Ответ укажите в граммах с точностью до целых.

При написании реакции обмена следует руководствоваться таблицей растворимости. Если один из продуктов реакции - осадок, реакция протекает до конца. Сульфат-ионы при взаимодействии с катионами бария образуют белый мелкокристаллический осадок сульфата бария. В таблице растворимости в графе пересечения сульфат-иона и катиона бария - буква Н (нерастворимый). Запомните, это - качественная реакция на сульфат-ионы и катионы бария.

Я привожу Таблицу растворимости и Ряд активности металлов в таком виде, как они будут представлены на ОГЭ и ЕГЭ по химии.

Последовательность действия, выполняемых при решении задачи:

1) Выписать данные в разделе "Дано"

2) Написать уравнение реакции

3) Сделать предварительные расчеты.

4) Сделать расчет по уравнению реакции

5) Составить алгоритм решения

6) Сделать окончательный расчет

-2

Задание 29 (2)

Определите массу свинца, полученного в результате взаимодействия 6,5 г цинка с избытком раствора нитрата свинца. Ответ укажите в граммах с точностью до целых.

Небольшой экскурс в теорию химии. Более активные металлы (расположены левее в ряду активности) вытесняют менее активные металлы (расположены правее) из растворов солей. Ряд активности металлов, Таблица растворимости и Периодическая система химических элементов обязательно входят в КИМы ОГЭ и ЕГЭ по химии.

Ряд активности металлов:

Li Rb K Ba Sr Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Cd Co Ni Sn Pb (H) Sb Bi Cu Hg Ag Pt Au

Последовательность действия, выполняемых при решении задачи:

1) Выписать данные в разделе "Дано"

2) Написать уравнение реакции

3) Сделать предварительные расчеты.

4) Сделать расчет по уравнению реакции

5) Составить алгоритм решения

6) Сделать окончательный расчет

-3

Задание 29 (3)

32,15 г алюминия растворили в избытке водного раствора едкого натра. Рассчитайте объем (н.у.) выделившегося в результате этой реакции газа. Ответ укажите в литрах до целых.

Небольшой экскурс в химию элементов. Алюминий - активный металл с ярко выраженными амфотерными свойствами: он реагирует и с кислотами, и с основаниями с вытеснением водорода.

Последовательность действия, выполняемых при решении задачи:

1) Выписать данные в разделе "Дано"

2) Написать уравнение реакции

3) Сделать предварительные расчеты.

4) Сделать расчет по уравнению реакции

5) Составить алгоритм решения

6) Сделать окончательный расчет

-4

Задание 29 (4)

Определите объем (н.у.) газа, выделившегося при растворении 44 г сульфида железа (II) в избытке соляной кислоты. Ответ укажите в литрах до десятых.

Реакция ионного обмена протекает, если один из продуктов покидает сферу реакции (в виде осадка, газа или слабого электролита, растворимого в воде). Возможность протекания реакции обмена с выделением газа я рекомендую определять по мнемоническому Правилу Сильного © (в данной реакции сильная кислота вытесняет слабую из растворов солей). Подробно о Правиле я расскажу в ближайших статьях.

Последовательность действия, выполняемых при решении задачи:

1) Выписать данные в разделе "Дано"

2) Написать уравнение реакции

3) Сделать предварительные расчеты.

4) Сделать расчет по уравнению реакции

5) Составить алгоритм решения

6) Сделать окончательный расчет

-5

Задание 29 (5)

Какая масса брома выделится при взаимодействии 0,3 моль бромида калия с избытком хлора? Ответ укажите в граммах с точностью до целых.

Небольшой экскурс в химию элементов. Галоген, стоящий выше в Периодической системе элементов, вытесняет галоген, стоящий ниже из раствором солей. И снова - Правило Сильного ©. Оно работает всегда и везде! Только нужно научиться разбираться - кто сильный, а кто слабый. Кстати, в химии, как и в жизни, понятия сильный и слабый относятся к разным категориям. Может быть: сильное основание, сильная кислота, сильный (активный) металл, сильный (активный) неметалл, сильный окислитель, сильный восстановитель и др.

Последовательность действия, выполняемых при решении задачи:

1) Выписать данные в разделе "Дано"

2) Написать уравнение реакции

3) Сделать предварительные расчеты.

4) Сделать расчет по уравнению реакции

5) Составить алгоритм решения

6) Сделать окончательный расчет

-6

Задание 29 (6)

При растворении карбоната кальция в избытке соляной кислоты выделилось 2,8 л (н.у.) газа. Определите массу карбоната кальция. Ответ укажите в граммах с точностью до десятых.

И снова Правило Сильного © - сильная кислота вытесняет слабую из растворов солей. Угольная кислота не только слабая, но еще и гипотетическая (т.е. предполагаемая). В молекулярной форме она не существует в природе, поскольку распадается на углекислый газ и воду.

Последовательность действия, выполняемых при решении задачи:

1) Выписать данные в разделе "Дано"

2) Написать уравнение реакции

3) Сделать предварительные расчеты.

4) Сделать расчет по уравнению реакции

5) Составить алгоритм решения

6) Сделать окончательный расчет

-7

Задание 29 (7)

На 47 г оксида калия подействовали раствором, содержащим 40 г азотной кислоты. Найдите массу образовавшегося нитрата калия.

Немного теории химии. Оксиды щелочных металлов проявляют ярко выраженные основные свойства. Они легко реагируют с кислотами с образованием солей.

Последовательность действия, выполняемых при решении задачи:

1) Выписать данные в разделе "Дано"

2) Написать уравнение реакции

3) Сделать предварительные расчеты.

4) Определить избыток-недостаток

5) Сделать расчет по уравнению реакции (по недостатку!)

6) Составить алгоритм решения

7) Сделать окончательный расчет

-8

Задание 29 (8)

Смешали 7,3 г хлороводорода и 4 г аммиака. Какая масса соли при этом образуется?

Немного теории. При смешивании хлороводорода и аммиака образуется густой белый дым ("дым без огня") - кристаллики соли хлорида аммония.

Последовательность действия, выполняемых при решении задачи:

1) Выписать данные в разделе "Дано"

2) Написать уравнение реакции

3) Сделать предварительные расчеты.

4) Определить избыток-недостаток

5) Сделать расчет по уравнению реакции (по недостатку!)

6) Составить алгоритм решения

7) Сделать окончательный расчет

-9

Задание 29 (9)

На 36 г алюминия подействовали 64 г серы. Найдите массу образовавшегося сульфида алюминия.

При поджигании смеси порошкообразных алюминия и серы между ними начинается интенсивная экзотермическая реакция с образованием сульфида алюминия, который полностью гидролизуется водой, поэтому не может быть получен обменными реакциями в водных растворах.

Последовательность действия, выполняемых при решении задачи:

1) Выписать данные в разделе "Дано"

2) Написать уравнение реакции

3) Сделать предварительные расчеты.

4) Определить избыток-недостаток

5) Сделать расчет по уравнению реакции (по недостатку!)

6) Составить алгоритм решения

7) Сделать окончательный расчет

-10

Задачи решены, но расслабляться рано! Теперь попробуйте самостоятельно решить все представленные задачи. Трудно и не хочется?! Прочитайте меткие изречения легендарного русского полководца Александра Васильевича Суворова. Они помогут вам справиться с любыми трудностями.

Легко в учении – тяжело в походе, тяжело в учении – легко в походе. Тяжело в учении – легко в бою (учение помогает довести навыки до автоматизма, это касается любой профессиональной деятельности).
Ученье свет, а неученье – тьма. Дело мастера боится (в знании – сила, генералиссимус понял это еще в 18-м веке).

Продолжим читать полезные Советы мудрого репетитора о том, как улучшить память.

5-й совет. Ежедневно гуляйте по 30-40 минут перед сном, в любую погоду и при любой степени усталости. Насыщение кислородом клеток мозга улучшит общее самочувствие, структурирует память, снимает стресс, служит профилактикой бессонницы.

6-й совет. Сон - один из самых важных элементов для хорошей памяти. Именно во сне происходит большая часть процесса консолидации памяти (консолидация - это укрепление, объединение, интеграция, сплочение). Память впервые записывается в мозг в гиппокампе. Вначале она - "сырая" и многое легко забывается. Во время сна память "вызревает". Поэтому нужно хорошо высыпаться и после изучения, и перед изучением. Уменьшение времени сна может резко снизить способность не только запоминать, но и вспоминать.

7-й совет. Биотредин - современный лекарственный препарат, разработанный российскими учеными, состоит из двух действующих компонентов: треонин (незаменимая аминокислота) и пиридоксин (витамин В6). Уникальная комбинация компонентов способствует быстрому раскрытию возможностей мозга: повышается умственную работоспособность, улучшается краткосрочная и долгосрочная память, снимается психо-эмоциональное напряжение и стресс. Биотредин продается без рецепта в любой аптеке и стоит не дорого.

Для поднятия настроения, я подобрала немного смешных историй (анекдотов) про память. Надеюсь, читая шуточные ситуации, вы не будете их использовать как руководство к действию.

- Доктор, у меня плохая память. Что мне делать? Надо мной все смеются!
- Бокс - лучшее лекарство. Займитесь боксом!
- И тогда моя память станет лучше?
- Нет, смеяться будут меньше.
Врач спрашивает пациента:
- Ваша память улучшилась?
- А ты кто такой, что тебя это волнует?
- У моей жены самая отвратительная память на свете!
- Что совсем ничего не помнит?
- Нет... Она помнит все!
- Доктор, я страдаю провалами в памяти!
- И как часто они у Вас бывают?
- Что бывает?
- Провалы.
- Какие провалы?

Известный репетитор-профессионал с большим опытом работы, автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова Валентина Георгиевна приглашает учеников 9-11 классов на курс фундаментальной подготовки к ЕГЭ и в медицинские ВУЗы.

ЕГЭ по химии - очень сложное испытание! Достойно подготовить ученика к экзамену может только опытный профессиональный репетитор. Не ищите учителя поближе и подешевле или приходящего на дом. Ищите профессионала высшего класса. Репетитор - не скорая помощь, а мастер-ювелир, который гранит бриллианты знаний в головах ваших детей.

Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии http://repetitor-him.ru. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий и теоретического материала для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам, познакомитесь с моими учениками.

ЕГЭ приближается неумолимо, но пока еще есть время для результативной подготовки! Торопитесь, с каждым днем время тает, как Шагреневая кожа, и скоро его совсем не останется. Позвоните мне прямо сейчас +7(903) 186-74-55. Приходите ко мне на курс, на Мастер-классы "Решение задач по химии" и "Погружение в ЕГЭ" - и вы сдадите экзамен с высочайшими баллами, и станете студентом престижного ВУЗа!

Репетитор по химии и биологии кбн Богунова В.Г.