Вы хотите подготовиться к ЕГЭ по химии фундаментально, профессионально, результативно, получая удовольствие от каждой стадии образовательного процесса? Тогда вам сюда! Читайте с радостью - учитесь с удовольствием!
"Время летит очень быстро. О ужас! Скоро ЕГЭ, а мне еще учить и учить химию. Разве только химию?! И русский, и математика - тоже требуют много времени. А тут, как назло, память совершенно подводит. Вечером выучишь десяток формул, разберешься с условиями протекания реакций, утром встанешь - ничего не помню! Все знания, как корова языком слизала! С такими успехами ЕГЭ не сдашь! Как быть?! Что нужно делать, чтобы память не подводила в самый ответственный момент?!" Наверняка, так думает каждый из вас. Мамы сбились с ног в поисках чудо-средства, содержащего витамины для памяти, пилюли от лени и мотивационную микстуру в одном флаконе. Ребята, расслабьтесь! Возьмите в одну руку яблоко, а в другую - грушу и читайте лайфак мудрого репетитора, периодически вгрызаясь в сочную мякоть замечательных фруктов.
Советы мудрого репетитора
Память – это психический процесс, с помощью которого сохраняется, закрепляется и воспроизводится весь психический опыт человека для дальнейшего его использования. Это определение я подсмотрела на просторах Интернета. Умно сказано, но нам нужна хорошая память реальная, а не виртуальное определение понятия "память". Поэтому слушайте практические рекомендации.
Как улучшить память? 7 советов
1-й совет. Каждый вечер выделите 1 час для решения задач по химии. Начните с простых ( 27-29 задания ЕГЭ), затем можно решить одну сложную задачу (34-35 задания ЕГЭ). Расчетные задачи включают активацию бета-волн, которые генерируются левым полушарием мозга человека и отвечают за логическое мышление, концентрацию внимания, повышают обработку и усвоение информации.
2-й совет. Возьмите на себя обязательство – запоминать в день по 10 формул и терминов (следует запоминать, также, значение термина).
3-й совет. Если вы левша, начните все привычные вещи делать правой рукой, а если правша - левой. Таким образом, вы включаете и тренируете противоположное от руки полушарие головного мозга и настраиваете новые нейронные связи.
4-й совет. Тренируйте ассоциативную память, попробуйте формулы и термины ассоциировать с числами, запахами или звуками. Придумывайте мнемонические правила для запоминания формул и терминов (подробнее о мнемонике расскажу в следующих статьях).
Однако, не все сразу. Самые важные Советы мудрого репетитора вы прочитаете в конце статьи. Вас также ожидает сюрприз - минутка юмора на тему "Память в смешных историях (анекдотах)". А пока давайте займемся важной темой - подготовкой к ЕГЭ по химии.
Сегодня мы поговорим о некоторых алгоритмических особенностях 29-го задания ЕГЭ. Согласно "Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году единого государственного экзамена по ХИМИИ", 29-е задание включает КИМы по теме "Расчёты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ". Такие задачи алгоритмически очень простые, поэтому оцениваются всего в 1 балл. Однако, даже в простых задачах есть свои трудности, к которым относятся особенности химических процессов. Как правило, химические реакции, представленные в 29-м задании, связаны с процессами, характерными для целого класса соединений (металлы, неметаллы, оксиды, кислоты, основания, соли, ОВР). Поэтому достаточно понять общие химические свойства класса, и вы легко пропишите уравнение химической реакции, протекающей в задании.
Решим и проведем анализ ряда задач 29-го задания ЕГЭ, используя Четыре Заповеди. Читайте внимательно и обязательно записывайте решение. После проработки статьи попробуйте самостоятельно решить эти задачи. Итак, поехали!
Задание 29 (1)
Рассчитайте массу осадка, образующегося при взаимодействии избытка раствора хлорида бария с раствором, содержащим 10,26 г сульфата алюминия. Ответ укажите в граммах с точностью до целых.
При написании реакции обмена следует руководствоваться таблицей растворимости. Если один из продуктов реакции - осадок, реакция протекает до конца. Сульфат-ионы при взаимодействии с катионами бария образуют белый мелкокристаллический осадок сульфата бария. В таблице растворимости в графе пересечения сульфат-иона и катиона бария - буква Н (нерастворимый). Запомните, это - качественная реакция на сульфат-ионы и катионы бария.
Я привожу Таблицу растворимости и Ряд активности металлов в таком виде, как они будут представлены на ОГЭ и ЕГЭ по химии.
Последовательность действия, выполняемых при решении задачи:
1) Выписать данные в разделе "Дано"
2) Написать уравнение реакции
3) Сделать предварительные расчеты.
4) Сделать расчет по уравнению реакции
5) Составить алгоритм решения
6) Сделать окончательный расчет
Задание 29 (2)
Определите массу свинца, полученного в результате взаимодействия 6,5 г цинка с избытком раствора нитрата свинца. Ответ укажите в граммах с точностью до целых.
Небольшой экскурс в теорию химии. Более активные металлы (расположены левее в ряду активности) вытесняют менее активные металлы (расположены правее) из растворов солей. Ряд активности металлов, Таблица растворимости и Периодическая система химических элементов обязательно входят в КИМы ОГЭ и ЕГЭ по химии.
Ряд активности металлов:
Li Rb K Ba Sr Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Cd Co Ni Sn Pb (H) Sb Bi Cu Hg Ag Pt Au
Последовательность действия, выполняемых при решении задачи:
1) Выписать данные в разделе "Дано"
2) Написать уравнение реакции
3) Сделать предварительные расчеты.
4) Сделать расчет по уравнению реакции
5) Составить алгоритм решения
6) Сделать окончательный расчет
Задание 29 (3)
32,15 г алюминия растворили в избытке водного раствора едкого натра. Рассчитайте объем (н.у.) выделившегося в результате этой реакции газа. Ответ укажите в литрах до целых.
Небольшой экскурс в химию элементов. Алюминий - активный металл с ярко выраженными амфотерными свойствами: он реагирует и с кислотами, и с основаниями с вытеснением водорода.
Последовательность действия, выполняемых при решении задачи:
1) Выписать данные в разделе "Дано"
2) Написать уравнение реакции
3) Сделать предварительные расчеты.
4) Сделать расчет по уравнению реакции
5) Составить алгоритм решения
6) Сделать окончательный расчет
Задание 29 (4)
Определите объем (н.у.) газа, выделившегося при растворении 44 г сульфида железа (II) в избытке соляной кислоты. Ответ укажите в литрах до десятых.
Реакция ионного обмена протекает, если один из продуктов покидает сферу реакции (в виде осадка, газа или слабого электролита, растворимого в воде). Возможность протекания реакции обмена с выделением газа я рекомендую определять по мнемоническому Правилу Сильного © (в данной реакции сильная кислота вытесняет слабую из растворов солей). Подробно о Правиле я расскажу в ближайших статьях.
Последовательность действия, выполняемых при решении задачи:
1) Выписать данные в разделе "Дано"
2) Написать уравнение реакции
3) Сделать предварительные расчеты.
4) Сделать расчет по уравнению реакции
5) Составить алгоритм решения
6) Сделать окончательный расчет
Задание 29 (5)
Какая масса брома выделится при взаимодействии 0,3 моль бромида калия с избытком хлора? Ответ укажите в граммах с точностью до целых.
Небольшой экскурс в химию элементов. Галоген, стоящий выше в Периодической системе элементов, вытесняет галоген, стоящий ниже из раствором солей. И снова - Правило Сильного ©. Оно работает всегда и везде! Только нужно научиться разбираться - кто сильный, а кто слабый. Кстати, в химии, как и в жизни, понятия сильный и слабый относятся к разным категориям. Может быть: сильное основание, сильная кислота, сильный (активный) металл, сильный (активный) неметалл, сильный окислитель, сильный восстановитель и др.
Последовательность действия, выполняемых при решении задачи:
1) Выписать данные в разделе "Дано"
2) Написать уравнение реакции
3) Сделать предварительные расчеты.
4) Сделать расчет по уравнению реакции
5) Составить алгоритм решения
6) Сделать окончательный расчет
Задание 29 (6)
При растворении карбоната кальция в избытке соляной кислоты выделилось 2,8 л (н.у.) газа. Определите массу карбоната кальция. Ответ укажите в граммах с точностью до десятых.
И снова Правило Сильного © - сильная кислота вытесняет слабую из растворов солей. Угольная кислота не только слабая, но еще и гипотетическая (т.е. предполагаемая). В молекулярной форме она не существует в природе, поскольку распадается на углекислый газ и воду.
Последовательность действия, выполняемых при решении задачи:
1) Выписать данные в разделе "Дано"
2) Написать уравнение реакции
3) Сделать предварительные расчеты.
4) Сделать расчет по уравнению реакции
5) Составить алгоритм решения
6) Сделать окончательный расчет
Задание 29 (7)
На 47 г оксида калия подействовали раствором, содержащим 40 г азотной кислоты. Найдите массу образовавшегося нитрата калия.
Немного теории химии. Оксиды щелочных металлов проявляют ярко выраженные основные свойства. Они легко реагируют с кислотами с образованием солей.
Последовательность действия, выполняемых при решении задачи:
1) Выписать данные в разделе "Дано"
2) Написать уравнение реакции
3) Сделать предварительные расчеты.
4) Определить избыток-недостаток
5) Сделать расчет по уравнению реакции (по недостатку!)
6) Составить алгоритм решения
7) Сделать окончательный расчет
Задание 29 (8)
Смешали 7,3 г хлороводорода и 4 г аммиака. Какая масса соли при этом образуется?
Немного теории. При смешивании хлороводорода и аммиака образуется густой белый дым ("дым без огня") - кристаллики соли хлорида аммония.
Последовательность действия, выполняемых при решении задачи:
1) Выписать данные в разделе "Дано"
2) Написать уравнение реакции
3) Сделать предварительные расчеты.
4) Определить избыток-недостаток
5) Сделать расчет по уравнению реакции (по недостатку!)
6) Составить алгоритм решения
7) Сделать окончательный расчет
Задание 29 (9)
На 36 г алюминия подействовали 64 г серы. Найдите массу образовавшегося сульфида алюминия.
При поджигании смеси порошкообразных алюминия и серы между ними начинается интенсивная экзотермическая реакция с образованием сульфида алюминия, который полностью гидролизуется водой, поэтому не может быть получен обменными реакциями в водных растворах.
Последовательность действия, выполняемых при решении задачи:
1) Выписать данные в разделе "Дано"
2) Написать уравнение реакции
3) Сделать предварительные расчеты.
4) Определить избыток-недостаток
5) Сделать расчет по уравнению реакции (по недостатку!)
6) Составить алгоритм решения
7) Сделать окончательный расчет
Задачи решены, но расслабляться рано! Теперь попробуйте самостоятельно решить все представленные задачи. Трудно и не хочется?! Прочитайте меткие изречения легендарного русского полководца Александра Васильевича Суворова. Они помогут вам справиться с любыми трудностями.
Легко в учении – тяжело в походе, тяжело в учении – легко в походе. Тяжело в учении – легко в бою (учение помогает довести навыки до автоматизма, это касается любой профессиональной деятельности).
Ученье свет, а неученье – тьма. Дело мастера боится (в знании – сила, генералиссимус понял это еще в 18-м веке).
Продолжим читать полезные Советы мудрого репетитора о том, как улучшить память.
5-й совет. Ежедневно гуляйте по 30-40 минут перед сном, в любую погоду и при любой степени усталости. Насыщение кислородом клеток мозга улучшит общее самочувствие, структурирует память, снимает стресс, служит профилактикой бессонницы.
6-й совет. Сон - один из самых важных элементов для хорошей памяти. Именно во сне происходит большая часть процесса консолидации памяти (консолидация - это укрепление, объединение, интеграция, сплочение). Память впервые записывается в мозг в гиппокампе. Вначале она - "сырая" и многое легко забывается. Во время сна память "вызревает". Поэтому нужно хорошо высыпаться и после изучения, и перед изучением. Уменьшение времени сна может резко снизить способность не только запоминать, но и вспоминать.
7-й совет. Биотредин - современный лекарственный препарат, разработанный российскими учеными, состоит из двух действующих компонентов: треонин (незаменимая аминокислота) и пиридоксин (витамин В6). Уникальная комбинация компонентов способствует быстрому раскрытию возможностей мозга: повышается умственную работоспособность, улучшается краткосрочная и долгосрочная память, снимается психо-эмоциональное напряжение и стресс. Биотредин продается без рецепта в любой аптеке и стоит не дорого.
Для поднятия настроения, я подобрала немного смешных историй (анекдотов) про память. Надеюсь, читая шуточные ситуации, вы не будете их использовать как руководство к действию.
- Доктор, у меня плохая память. Что мне делать? Надо мной все смеются!
- Бокс - лучшее лекарство. Займитесь боксом!
- И тогда моя память станет лучше?
- Нет, смеяться будут меньше.
Врач спрашивает пациента:
- Ваша память улучшилась?
- А ты кто такой, что тебя это волнует?
- У моей жены самая отвратительная память на свете!
- Что совсем ничего не помнит?
- Нет... Она помнит все!
- Доктор, я страдаю провалами в памяти!
- И как часто они у Вас бывают?
- Что бывает?
- Провалы.
- Какие провалы?
ЕГЭ по химии - очень сложное испытание! Достойно подготовить ученика к экзамену может только опытный профессиональный репетитор. Не ищите учителя поближе и подешевле или приходящего на дом. Ищите профессионала высшего класса. Репетитор - не скорая помощь, а мастер-ювелир, который гранит бриллианты знаний в головах ваших детей.
Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии http://repetitor-him.ru. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий и теоретического материала для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам, познакомитесь с моими учениками.
ЕГЭ приближается неумолимо, но пока еще есть время для результативной подготовки! Торопитесь, с каждым днем время тает, как Шагреневая кожа, и скоро его совсем не останется. Позвоните мне прямо сейчас +7(903) 186-74-55. Приходите ко мне на курс, на Мастер-классы "Решение задач по химии" и "Погружение в ЕГЭ" - и вы сдадите экзамен с высочайшими баллами, и станете студентом престижного ВУЗа!
Репетитор по химии и биологии кбн Богунова В.Г.