Найти тему
Со-бытие

Думай, куда поступать

Ольга Васильева на встрече с фракцией КПРФ заявила, что пора прекратить девальвацию российского образования! А девальвации по ее мнению способствует возможность студентов поступать сразу в пять вузов по три специальности в каждом, тем самым обеспечивая учебным заведениям фиктивный высокий конкурс, а себе практически гарантируя поступление хоть куда-то. На первый взгляд, не ясно, как такая ситуация способствует деградации? Вроде бы эта система позволяет распределить умных в сильные вузы, а глупых - во все остальные. Вроде бы все как надо.

Да, все правильно, но это распределение имеет один огромный негативный эффект, который, в свою очередь, состоит из нескольких факторов.

1. Целеполагание. Любой человек должен научиться понимать, к чему он стремится в жизни. Если он этого не понимает, то он так и болтается по жизни, не находя себе места или, напротив, находит работу с наименьшим уровнем ответственности и потихоньку прожигает там жизнь, ругая свою тяжелую долю. Если у человека есть возможность выбирать один раз, ему придется взяться за голову, продумать последствия своих действий, взвесить все "за" и "против". С другой стороны, если человеку предоставить спектр возможных выборов из пятнадцати вариантов, худшие из которых в любом случае гарантируют ему локальный успех, человек не сможет выбрать то, что ему действительно подходит. Он будет всегда иметь ввиду, что есть страховка. Таким образом происходит девальвация выбора пути.

2. Мотивация. Человек, который поступил куда-то по остаточному принципу, может вообще не понимать, зачем ему все это надо. Вероятно, он начнет систематически прогуливать, соглашаться на уровень оценок "удовлетворительно" и в целом ничего не вынесет из своей учебы на выходе. Таким образом происходит девальвация рвения к учебе.

3. Принцип домино. На самые престижные специальности всегда конкурс выше, и, естественно, туда идут люди с наиболее высокими баллами. Когда они туда не поступают, у них есть возможность выбрать другое направление, и тем самым они выдавливают с менее престижных специальностей тех, кто хоть и имел несколько худшие баллы по ЕГЭ, но изначально стремился к конкретной профессии. Таким образом происходит девальвация действительно заинтересованных кадров.

Проще говоря, образование с таким широким выбором учебных заведений потеряло свою направленность, и все стали просто чему-то учиться, а чему именно - не так важно.

Так что это заявление Ольги Васильевой однозначно позитивное для российского образования. Остается надеяться, что оно будет воплощено хоть в какой-то форме, а не останется просто заявлением.

Анатолий Медведев

Хотите стать нашим автором - пишите на naslednick@naslednick.ru