Найти тему
«Молодежь Дагестана»

Взаперти. Киновед из Краснодара познал Дагестан, не выходя из комнаты

 Григорий Гиберт. Фото: Дамир Саидгазин
Григорий Гиберт. Фото: Дамир Саидгазин

Григорий Гиберт – крупный знаток кинематографа. А еще профессор университета культуры и искусств в Краснодаре. В Махачкалу он приехал как член жюри северокавказского кинофестиваля «Кунаки». И вместо того, чтобы поездить по Дагестану, в котором впервые, попал в темную комнату, где вместе с другими членами жюри три дня смотрел 50 документальных фильмов и телепередач. После этого уже собирался поехать в древний Дербент, как попал на «прицел» корреспондента «Молодежки».

– Я вообще люблю путешествовать. Еще даже Махачкалу не видел, но, вы знаете, я доволен. За эти три дня такое путешествие совершил, стольких разных людей увидел, кого-то полюбил, кого-то возненавидел, в таких местах побывал, куда бы сам никогда не поехал. И всё это, не выходя из комнаты. Я боюсь летать самолетом, поэтому, наверное, никогда не побываю в Париже. Зато на экране я его видел много раз.

Дагестанские хроники

В книге исследователя кинематографа Вениамина Вишневского «Документальные фильмы дореволюционной России» можно найти хроники, связанные с Дагестаном: «Парад дагестанским войскам» 1907 г., «Петровск на Каспийском море» – 1911 г., видовые фильмы «Петровск, порт» – 1915 и 1916 гг., съемки М. Гроссмана морских пейзажей возле Дербента 1912 г. (говорится даже, что лента имела исключительный успех).

Хранятся все хроники в госархиве кинофотодокументов в Красногорске. Но, к сожалению, огромное количество фильмов, снятых тогда, было уничтожено в годы революции и после нее, они просто выбрасывались за ненадобностью, как буржуазное искусство.

Один из первых кинодокументалистов в России Николай Минервин много снимал на Кавказе – нравы и быт этого края, сценки из жизни, видовые съемки в горах. Но чаще всего это царская хроника. Конечно, это не фильмы в современном понимании. Документальное кино начиналось с простой констатации факта – «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» или «Выход рабочих с фабрики» братьев Люмьер.

У нас так много талантливых людей, что мы их не ценим. Минервина посадили за контрреволюционную деятельность –  снимал императорскую семью. Еле вытащили работники киностудии. Он переключился на изобретательство – работал над созданием цветного кино и панорамной съемки, предложил способ проецировать изображения на облака. Квартира его сына была забита пленками. Он пытался их отдать, но никого они не заинтересовали. И он их сжег. Что в них было? Может, гениальные открытия, мы не знаем.

Кино придумали в России

Идея изобретения кинематографа на рубеже веков просто витала в воздухе. Есть такая история, что в Краснодаре некий фотограф Самарский якобы в 1894 году показал первый фильм на пленке, но никто не обратил внимания, а через несколько месяцев братья Люмьер представили миру свои «движущиеся картинки». Сами господа Люмьеры ведь даже не запатентовали свое изобретение, считая его игрушкой, которая быстро надоест. В 1935 году, когда мировой кинематограф праздновал 40-летний юбилей в Париже, посреди доклада из торжественного зала вывели дико хохотавшего господина. «Если бы мы с братом знали, что то, что мы изобрели, назовут искусством, хохотали бы тогда», – сказал он. Этим человеком был один из братьев Люмьер.

О сюжете «Аватара»

Первые фильмы были аттракционом, показывали их для развлечения, затем кино становится искусством – появляется план, кадр, монтаж. Кажется, сейчас кино возвращается к тому, с чего начинало.

Я очень рад, что «Аватар» не получил «Оскар» как лучший фильм. Он идет три часа. А теперь, прошу я студентов, расскажите мне сюжет фильма, даю вам пять минут. Самое большее хватает на три минуты. Там сюжета нет, мы наблюдаем за техническими фокусами. Проходит время, и для нас казавшиеся удивительными технологии становятся привычными.

В Голливуде собираются создавать кибер-актеров. Гениально – голова Мерлин Монро, ноги Джулии Робертс, грудь Софи Лорен, не требует гонорара, не хочет купаться в молоке, не ссорится с любовником, и у нее всегда хорошее настроение. Снимай ее – и всё. И ассоциация киноактеров Голливуда бьет тревогу – что будут делать актеры? И из кино уходит самое важное качество. Кино должно рассказывать истории, а не соревноваться в технике. И думаю, к этому оно так или иначе вернется.

Арт-хаус и с чем его есть

Студенты не знают элементарных вещей по истории, литературе, но собираются заниматься искусством. Великая необразованность современного поколения. И вот мне на кинофестивале показывают «творение», называя авангардом. Я спрашиваю режиссера: «Ты смотрел «Антракт» Рене Клера?» – «А что это такое?» – «А ты пойди, посмотри». Или такой диалог: «Ой, советское кино – это отстой!» – «Посмотри «Звенигора» Александра Довженко, потом мы поговорим с тобой насчет отстоя». Посмотрят и бывают поражены. Этот фильм Довженко снимал в 20-е годы, когда ни компьютеров не было, ничего. А сюр еще тот. Я не говорю, что надо смотреть назад. Творческий человек должен искать, но это не значит, что надо ничего не знать. Он должен развивать то, что сделали предшественники.

Я помню, когда вышли «Джентльмены удачи», критика просто растоптала этот фильм, говорили, что это не кино, а набор штампов. А мы растаскали его на цитаты и смотрим с большой любовью. «Веселые ребята» обвинили, что он построен по принципам голливудских фильмов. Потом его посмотрел один человек и написал статью: «Посмотрел фильм и как будто в отпуске побывал». Автор статьи – Иосиф Сталин. И на следующий день фильм провозгласили  шедевром. И он действительно такой, пересмотрите его, он совершенно не устарел. Еще никто не придумал рецепт создания шедевра.

Про «Игру престолов» и разбитые физиономии

Я не смотрел «Игру престолов», хотя бы потому, что это невероятное количество серий. А я слишком хорошо отношусь к искусству, которому служу. Никогда не ухожу ни с одного просмотра  – сижу до конца. Плохой фильм или хороший. Надо мной смеются все мои знакомые-киноведы: «В зале остался один Гиберт, всё понятно», – шутят. Я жду – вот-вот что-то произойдет наконец. Единственный фильм, который я не смог досмотреть,  – «Рестлер» с  Микки Рурком, где весь фильм разбивают физиономии. Несколько раз пытался. Это единственный фильм, который я не досмотрел до конца.

В Москву, в Москву!

Если хотите заниматься кино, нужно прежде всего читать и смотреть. Я, например, в год просматриваю около 150 фильмов. Приезжайте учиться к нам в Краснодар в университет культуры, мы готовим режиссеров, операторов и продюсеров. Среди наших студентов Наталья Мещанинова, автор сценария «Аритмии», в этом году ее уже как режиссера фильм «Сердце мира» получил главный приз на «Кинотавре». Дмитрий Семибратов со своим документальным фильмом получил призы на трех кинофестивалях. Надо хотеть и делать.

До сих пор еще не изготовили краску, чтобы написать «Маша, мы ждем не дождемся тебя в Москве». Если думаешь поехать в столицу, не слушай никого – ни маму, ни папу, ни любимую, сел и поехал. А вот там набивай себе шишки. А потом, когда поймешь, что это было не твое, тогда вернешься и будешь заниматься своим делом. Не обвиняя всех вокруг, что они не дали тебе стать великим режиссером. Я кино любил с детства, с 12 лет. У меня вся квартира в досье на актеров, огромная коллекция – более 7 тысяч – статьи, фотографии, кадры из фильмов, автографы. В один момент сказал себе «хватит», поехал в Москву, поступил, закончил, предлагали остаться. Мой педагог Комаров, который умер, когда ему было 104 года, сказал мне: «Запомните, в Москве вы всю жизнь будете Гришкой, а в Краснодаре – Григорием Григорьевичем». Я вернулся в Краснодар и нисколько не жалею.

Дамир Саидгазин