Найти тему
Finfront

Кипр: угроза войны за газ

Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что не даст «морским разбойникам» (грекам и грекам-киприотам) добывать природный газ из подводных месторождений вокруг Кипра, и в случае чего, накажет их «как террористов в Сирии»:

https://www.zerohedge.com/news/2018-11-05/turkey-vows-make-sea-bandits-drilling-gas-cyprus-pay-terrorists-syria-did

Свою угрозу Эрдоган озвучил во время спуска на воду нового турецкого военного корабля «Бургазада». «Для нас неприемлемы попытки захвата природных ресурсов в Восточном Средиземноморье, исключающие Турцию и Турецкую Республику Северного Кипра» (ТРСК).

Месторождения углеводородов вблизи острова Кипр были открыты совсем недавно, в 2011 году, но очень быстро стали поводом для конфликта между республикой Кипр и Грецией, с одной стороны, и Турцией и ТРСК, с другой стороны.

Турецкая Республика Северного Кипра — непризнанное государство, возникшее в результате оккупации Турцией северной трети острова Кипр в 1974 году. В ТРСК сконцентрировано турецкое население Кипра, а в Республике Кипр — греческое.

В связи с фактическим присутствуем в ТРСК, Анкара претендует на контроль за соседними акваториями и находящимися там запасами углеводородов.

Напряжённость вокруг Кипра существенно выросла, после того как 18 октября турецкий флот перехватил греческий военный корабль, который якобы пытался помешать турецкому исследовательскому судну вести разведку морского дна. Это привело к дипломатической ссоре с Грецией, которая отказалась признавать какие-либо агрессивные действия своего корабля в отношении турецких судов.

Чтобы снизить градус конфликта, президент Республики Кипр Никос Анастасиадис в прошлую пятницу предложил Турции совместно разрабатывать нефтегазовые богатства Восточного Средиземноморья, подчеркнув при этом, что разделённый по этическому признаку остров должен быть воссоединён (впрочем, все попытки воссоединения за последние 4 десятка лет провалились, и две стороны разведены буферной зоной, где находятся войска ООН).

Недавно кипрское правительство договорилось с американской нефтяной компанией ExxonMobil и катарской Qatar Petroleum о разведке дна на блоке 10. В прошлом месяце также были достигнуты соглашения с французской компанией Total, итальянской ENI и той же ExxonMobil о разведке блока 7. Именно в ответ на эту активность Турция на этой неделе начала исследование дна напротив побережья Антальи.

Рано или поздно обострение вокруг кипрских углеводородов должно было случиться.

Вряд ли Эрдоган будет готов на настоящую войну, но она и не нужна. Достаточно провести несколько демонстраций силы, чтобы сделать условия добычи на спорном шельфе неприемлемыми для большинства международных компаний.

С другой стороны, часть кипрских блоков — это блоки, на которых работает итальянская ENI, у которой огромные политические связи, и которая может подключить итальянский флот и политические структуры ЕС для защиты своих интересов.

Действия Эрдогана — позитив для Газпрома. Если он сможет осложнить начало кипрской добычи, то на рынке останется больше места для российского газа.