Найти в Дзене

Советский флот. 1936 год

Солнечно-монументальные фотографии Якова Халипа.

Мощь красного флота. В 1936 году советское правительство поручило лучшим фотографам запечатлеть силу и красу рабоче-крестьянского морского флота. Сил и средств не жалели, съемки велись с размахом. Позже были выпущены большой фотоальбом и сборник открыток.

На Балтийский флот отправился молодой, но очень талантливый фотограф Яков Халип, ученик легендарного Александра Родченко, художника, фотографа, отца русского фотоавангарда, агитационного плаката и рекламы (особенно известен их дуэт с Маяковским).

Стихи Маяковского, оформление Александра Родченко. Они нашли друг друга!
Стихи Маяковского, оформление Александра Родченко. Они нашли друг друга!

Яков Халип родился в 1908 году в Санкт-Петербурге. Закончил ВГИК по специальности "оператор", работал ассистентом оператора и фотографом на съемках.

Позже Яков Халип станет очень известен, особенно когда найдет свой почерк (в фотографиях флота очень заметен стиль именно Родченко). А пока многое делалось по заветам учителя, а иногда напрямую по его задумкам.

Одна из самых известных фотографий Якова Халипа, не считая портрета Сталина. «В дозоре», 1936 год
Одна из самых известных фотографий Якова Халипа, не считая портрета Сталина. «В дозоре», 1936 год

Монтаж по-советски. Никаких наложений, никакой комбинированной съемки, все натуральное. Фото сделано по эскизу Александра Родченко, для съемки построили огромную лестницу, на которую залез Халип, чтобы ствол орудия попал в кадр, капитан стоял на возвышении, а линкору "Марат" через сигнальщика подавали команды, как именно повернуться (!!).

Но фото "Торпедист" по мне, гораздо интереснее.

"Торпедист". 
На фото Виктор Чероков. Балтийский флот, 1936 год
"Торпедист". На фото Виктор Чероков. Балтийский флот, 1936 год

Одной такой фотографии достаточно, чтобы сделать фотографу имя. По словам сына Якова Халипа, снимали это в натуральном свете, на катере, а лицо торпедиста подсветили, развернув фонари торпедного аппарата назад.

Словно кадр из фильма Эйзенштейна. "На страже". 1936. Вот тут во всей красе советский плакатный стиль, наглядный и действенный.
Словно кадр из фильма Эйзенштейна. "На страже". 1936. Вот тут во всей красе советский плакатный стиль, наглядный и действенный.
 В часы досуга на военном корабле. Забавно, что в руках краснофлотца -- американское банджо!
В часы досуга на военном корабле. Забавно, что в руках краснофлотца -- американское банджо!

Маневры торпедных катеров. Балтфлот. Выше над катерами -- гидросамолеты.
Маневры торпедных катеров. Балтфлот. Выше над катерами -- гидросамолеты.
Моряк у пропеллера гидросамолета. Учения.
Моряк у пропеллера гидросамолета. Учения.
Краснофлотцы тоже должны расслабляться :) Танцы на борту линкора "Марат".
Краснофлотцы тоже должны расслабляться :) Танцы на борту линкора "Марат".
Белые ночи на борту военного корабля «Марат».
Белые ночи на борту военного корабля «Марат».
"Ночная вахта". 1936
"Ночная вахта". 1936
К противовоздушной обороне готов! Четыре пулемета "максим", это вам не шутки.
К противовоздушной обороне готов! Четыре пулемета "максим", это вам не шутки.
Дважды готов!
Дважды готов!
Корабли постоят...
Корабли постоят...
База подводных лодок. Балтфлот. 1936
База подводных лодок. Балтфлот. 1936
...и ложатся на курс. Маневры Балтфлота. 1936 год
...и ложатся на курс. Маневры Балтфлота. 1936 год

Вообще, военная тема Якову Халипу оказалась близка. В том же 1936 году он снимал маневры РККА с высадкой десанта и танковой атакой:

-16
-17

А потом была война. Яков Халип работал фотокорреспондентом на фронте -- как почти все наши мастера фотографии в то время. Тональность фотографий Халипа, теперь уже признанного фотографа, изменилась. Вот один интересный снимок. Он называется "Ноктюрн. 1943"

-18

Скрипач Виктор Андреевич Мирошников рассказывает:

- 13 марта 1943 года наша 33-я гвардейская дивизия штурмом взяла Новошахтинск. Город лежал в развалинах. В бою особо отличились разведчики. Для них мы с Григорием Вакуленко, баянистом, которого вы видите на снимке, и играли. Было очень холодно, сводило пальцы, смычок поначалу не слушался, мешала шинель, и я ее скинул. Я видел, как светлели лица бойцов, как на миг забывались кровавые атаки. Уже не помню, играл ли я тогда ноктюрн. Но фотограф Яков Халип назвал свой снимок именно так. И очень точно.

После войны на фотографиях Халипа снова появилось солнце. И краснофлотцы... Вот оно, будущее советского флота!

Яков Халип. Юнги. Конец 1940-х гг.
Яков Халип. Юнги. Конец 1940-х гг.