Найти в Дзене

Введение в автостоп

Оглавление

Глава 1

Перед историей

В попытках найти ответы на волнующие вас вопросы из разряда «Что такое автостоп?», «Как путешествовать автостопом?», «Из жизни автостопщика» или «Безопасно ли ездить автостопом?», вы натыкаетесь на эту статью. Но прямых и однозначных ответов не находите, собираетесь уходить на другие бесчисленные блоги и форумы «бывалых путешественников», расписывающих каждый свой шаг и потраченный рубль, как вдруг понимаете, что всё это вам, в общем-то, больше не нужно.Да и вопросы заданы совсем не те, а здесь (вдруг!) так душевно, честно, искренне и бесконечно интересно, что можно и остаться. Надеюсь, это именно про тебя. Поэтому прежде чем перейти к сумасшедшим историям про покорение северного Казахстана, ночёвки в фурах с дальнобойщиками, любовь и ненависть к заправкам Газпрома, давайте познакомимся.И я расскажу, как всё начиналось.

Предупрежу сразу, что всё написанное не просто основано на реальных событиях, но и полностью соответствует той сумасшедшей реальности, в которой я поселилась, начав путешествовать автостопом. Хотя в моей большой и продолжающейся по сей день истории скрыто гораздо больше, чем просто передвижничество. А автостоп, как говорили многие мои практикующие знакомые и друзья, это просто способ передвижения.

Кыргызстан 2016 год
Кыргызстан 2016 год

Два с половиной… Нет, не так. Всего лишь два с половиной года назад я брала интервью у парня, с которым познакомилась совершенно случайно. На тот момент я уже начала путешествовать, но делала это с определенными целями и не совсем комфортными для меня способами: автобусы, поезда, изредка автомобили, тоже за деньги. Мне было 20 лет, и я делала первые несмелые шаги в этот огромный и открытый мир, о существовании которого я знала мало. И все мои знания были опосредованы, так как дальше своего небольшого сибирского городка я практически не выезжала, во всяком случае, без сопровождения взрослых.

На тот момент любое путешествие было для меня способом обрести самостоятельность и побороть многочисленные страхи, ещё и книжка подвернулась соответствующая – роман Джека Керуака «В дороге». Герои – молодые, ничем не обремененные ребята, колесящие по Америке автостопом, распивающие по пути всё, что горит, обсуждающие буддизм и житейские мудрости, до которых тепличному американцу нет никакого дела. Это была история битников, нонконформистов и маргиналов, чудоковатых, но абсолютно свободных ребят. Им нечего было терять, да и обретать что-то они не спешили. Немного денег на выпивку, горстка чего-нибудь съестного, место для ночлега хотя бы изредка – вот и всё, что им было нужно. Но главное – дорога. Далёкая, манящая, ведущая в неизвестность, озаренная надеждами, новыми знакомствами и приключениями, она заражала не только героев романа, но и меня. Тогда я и решила: «Это то, что нужно». Меня не смущал тот факт, что я живу в другой стране и в другое время, совершенно не ориентируюсь в пространстве и с трудом могу заговорить с незнакомым человеком. Мир вечно молодых и опьяненных духом свободы манил меня. И вскоре я начала встречать их не только в книжках, но и в соцсетях, а позже – в жизни.

Начав путешествовать «хоть как-нибудь», что подразумевает под собой «как большинство», я, кажется, запустила необходимый вектор и в Красноярске познакомилась с Лёшей – первым реальным автостопщиком на моём пути. Той весной он выехал из своего родного города Евпатории и отправился автостопом во Владивосток. Без личного транспорта, знакомств и, кажется, денег. Какая-то сумма с собой у него была, но тратилась она далеко не на проезд от города до города, а на что-то поважнее. Например, на орешки для сусликов.

Тогда я задавала Лёше кучу вопросов: откуда, куда, как долго, что говорить водителям, что есть, где спать и всё в таком духе. Меня очень удивляли его рассказы. Удивляло, что можно просто встать возле дороги и тебя повезут. Бесплатно. 100, 200, 300, 700 километров. Особо успешные проезжают и 1000 за день, а кто-то и вовсе колесит сутками, как я узнала позже.

Однако в его глазах, во всём его образе не было того драйва и приключенческого духа, о котором я читала в книжках и чувствовала внутри себя. Напротив, Лёша показался мне немного замкнутым, растерянным, но, разумеется, уверенным в себе и в своих силах. Он отвечал на мои вопросы спокойно, даже почти без эмоций, как будто ему уже наскучила такая жизнь. Сейчас-то я понимаю, что дело в разности восприятий. Для него в автостопе, бесчисленных вписках и случайных знакомствах в десятках разных городах страны уже не было ничего удивительного и особенного. За те 20 с чем-то дней путешествия он уже привык к такому образу жизни. А вот для меня это было ново, непонятно, удивительно. Сейчас эти вопросы и меня утомляют.

Чего непонятного?

С Алексеем — первым знакомым мне настоящим автостопщиком
С Алексеем — первым знакомым мне настоящим автостопщиком

Открываешь любую карту, смотришь, как выбраться из города, чтобы попасть на нужную тебе трассу (маршрутки, междугородние автобусы до какого-нибудь населенного пункта, электрички, иногда даже пешком можно выйти). Эта часть самая сложная и неприятная, так как не всегда автобусы ходят согласно расписанию, а в некоторых городах горячо любимый мной 2ГИС совершенно бесполезен. На трассе всё проще. Находишь позицию, на которой будешь стоять и ловить машину. Место должно соответствовать ряду критериев, все они сводятся к тому, чтобы тебя было видно издалека, и водитель мог бы там остановиться. Однако, судя по моему опыту, скажу, что если человек хочет остановиться, то никакие знаки, дожди и крутые повороты его не смутят. Если есть правила, всегда найдутся исключения из них.

Заняв позицию, можно расслабиться: скинуть рюкзак, послушать музыку или поболтать с напарником, встав возле дороги и выставив руку с поднятым вверх большим пальцем. Лично я о плате за «проезд» разговор никогда не заводила (в России). Понятно же – стою тут с рюкзаком, автостоплю. Если водителю нужны деньги, скорее всего, он сам об этом скажет. Сразу. Обычно диалог простой. Спрашиваю, куда человек едет, если нам по пути, прошу подвезти. А в дороге уже решаю, где выйти.

Вид из окна фуры 2016 год
Вид из окна фуры 2016 год

Вопросов про деньги я получаю очень много. Неудивительно, ведь автостоп – один из немногих способов путешествовать бесплатно, и именно это слово кажется ключевым как сторонним, так и самим путешественникам. Кто-то и не скрывает: «Поехал бы на поезде, да денег нет». Кто-то лукавит: «Обожаю путешествовать на автомобиле! Своего пока, конечно, нет… Но когда будет, буду ездить и всех-всех подвозить!». Большинство стопщиков настаивают на том, что мы тоже платим водителям, только не деньгами, а общением. Логика такая: «Они долго едут, им скучно. И нас подбирают, чтобы мы их развлекали. Разговорами, песнями, кто на что горазд». А в реальности оказывается, что далеко не все водители хотят «перетереть за жизнь», кому-то хочется ехать в тишине, сосредоточиться на дороге. Подвозят не только одиночки, но и семьи, рабочие команды (иногда даже бригады), даже 2 дальнобоя в одной фуре как-то раз подвезли (нас тоже было 2). Мотивация разная: стало жалко, стало интересно, захотелось помочь или, моё любимое, «сам по молодости был таким, всю страну объездил!». Вот здесь и кроются самые интересные истории.

И ведь никто никого не заставляет. Каждый сам решает, что делать и как быть. Не стоит выходить на трассу, считая себя жертвой или товаром. Ты сам задаёшь условия игры и от того, кем ты сам себя считаешь, зависит её исход.

В кабине с двумя представителями Республики Дагестан
В кабине с двумя представителями Республики Дагестан

Людям кажется, что человек, стоящий на обочине с вытянутой рукой нуждается в помощи. Я же считаю, что этот человек свободен. Отправляясь в путь, я стараюсь как можно чаще прокручивать мысль о том, что я – человек. Человек, который путешествует. Моя цель – не продать себя, не развлечь кого-то на своём пути, моя цель – познание мира и себя. Я хочу встретить людей, которые захотят отдать мне что-то. И не для того, чтобы обменяться, а потому что отдавать тоже приятно.

Как-то раз меня подвозил взрослый мужчина. Весь путь он делился со мной крепкими сигаретами и не менее крепкими историями из собственной жизни. У нас получился такой замечательный разговор, что он провёз меня около 50 лишних километров, а на прощание, слегка прослезившись, сказал: «Я рад, что среди нашей молодёжи есть такие люди, как ты. Спасибо».

Тогда я поняла, что автостоп для меня – не способ передвижения и не очередной лайфхак по сокращению расходов. Это способ познать мир и слиться с ним, найдя своих людей, свои места и испытав эту странную рулетку под названием «жизнь».

Под Омском 2017 год
Под Омском 2017 год

Продолжение следует…

Если вам понравилась данная статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это лучшая благодарность.
Еще больше материала на gutenbergpress.ru
Также подписывайтесь на нашу группу Вконтакте