В 7 веке последовала со стороны арабских племен, сплоченных под знаменами новой на тот момент религиозной системы – ислама, последовала военная экспансия на территорию византийской империи, которая была уже сильно ослаблена в военном плане после ряда победоносных операций императора Ираклия против державы сасанидов. Как результат, только недавно возвращенные территории Сирии, Палестины и Египта оказались в руках захватчиков. В 637 году после двухлетней осады был захвачен Иерусалим, а в 639 году – Антиохия, вторая после Константинополя по своему гражданскому и церковному значению. В 674 году арабы осаждают Константинополь. Осада длится 5 лет. В 680 они вынуждены снять осаду, так как флот уничтожила буря (по другим источникам погиб в результате применения греческого огня).
Имевшие слабую, еще только формирующуюся культуру, завоеватели нуждались в образованных иноверцах, среди которых христианам принадлежало первое место. Так, например, в Сирии арабами в VII веке не было построено ни одного нового города. В бывших византийских областях они активно заимствовали греческие и латинские термины, например, в «квестор». А письменное делопроизводство оставалось долгое время в руках местных чиновников и велось на греческом языке вплоть до конца века. Не претерпела на захваченных территориях до VIII века изменений и монетная система. Таким образом, арабы находились в значительной зависимости от покоренного ими более культурного народа. Из завоеванных областей Египта, Сирии и Месопотамии позже вышел целый ряд деятелей литературы и науки.
Положение христиан в областях, вошедших в халифат, было не самым завидным.
Во время исламского владычества христиане на захваченных территориях сохраняли на протяжении VII века за собой большинство ранее построенных церквей и монастырей, но некоторые большие храмы и были отобраны арабами с целью возведения на их месте мечетей, что, например, случилось с собором святого Иоанна Крестителя в Дамаске. Новые храмы возводились вплоть до принятого позднее «договора Омара», по которому христианам запрещалось возводить новые церкви и реставрировать старые.
Христиане различных областей халифата имели возможность общаться друг с другом и с остальным христианским миром. Христиане, оставшиеся жить в завоеванных регионах, вынуждены были платить определенную дань, очищавшую их от вины неприятия новой государственной религии. Уплата подати также давала им право пользоваться покровительством гражданских законов. Пришлось христианам принимать и ряд ограничительных правил в одежде и поведении: уступать место мусульманину, когда он захочет сесть, не уподобляться мусульманам в одежде, не употреблять арабских приветствий. Позволялось христианам и совершать богослужение «по предписаниям своей Веры», но получить на это разрешение было очень нелегко. Тут тоже действовал ряд ограничений, например, не выставлять на обозрение свою символику.
Плюсом создавшегося политического положения для христианской церкви можно считать то, что проповедники в целях религиозной пропаганды гораздо в большей степени пользовались расширением торговых связей вследствие образования мусульманской державы. Именно с этим периодом, как ни парадоксально, связаны главные успехи христианской проповеди в Китае и Монголии, на Кавказе и берегах Волги.
Больше статей на моем канале. Перейти