Найти тему
Музыка и Жизнь

В ожидании Солнца. The Doors

В середине 1968 года группа The Doors выпустила третий альбом за полтора года - это не потребовало каких-то сверхусилий, материала хватало поскольку группа существовала фактически с 1965 года, много вещей было у ребят в загашнике ещё до того, как группа стала выступать. Уже на первых демо-записях в сентябре 1965 года были записаны песни, которые потом выходили на альбомах вплоть до последних. С песнями у группы и в самом деле был какой-то кавардак, вернее сказать отсутствие последовательности. Давно готовые потенциальные хиты откладывались до лучших времён в пользу композиций, записанных на скорую руку. С альбомом Waiting For the Sun, о котором и пойдёт речь в статье штука вышла вообще парадоксальная. Заглавная композиция, именем которой и был назван альбом, на нём не вышла, а была по каким-то неведомым причинам отложена для следующего альбома, который вышел только через год.

Лицевая сторона конверта Waiting for the Sun (1968)
Лицевая сторона конверта Waiting for the Sun (1968)

Надо сказать, The Doors меня не перестаёт удивлять. Я внезапно ощутил к ней снова интерес, когда фигура Моррисона перестала заслонять собственно группу в моём сознании - теперь я рассуждаю о Doors, как о равноправном коллективе, и, скорее всего, это верный подход. Есть много всяких мелочей, на которые я стал обращать внимание теперь и которые были совершенно нехарактерны для рок-музыки того времени. Например группа не имела бас-гитариста (вы знаете хоть одну рок-группу без баса?) и партию баса левой рукой на синтезаторе играл Манзарек, что не мешало ему правой рукой выводить свои сольные проходы на другом синтезаторе. Впрочем так было в начале, на записи басист приглашался, на концертные выступления иногда тоже, но он прятался где-то в тёмном углу сцены, чтобы не нарушать квартет. Также заслуживает внимания тот простой факт, что первые записи группы относятся к 1965-66 годам. Напомню, что в Британии хард-рок делал первые робкие шаги в лице Cream, а The Doors, несмотря на то, что группа калифорнийская, изначально стали играть жёстко, став чуть-ли не пионерами харда в США. Ещё одно наблюдение - несмотря на то, что ребята находились в самом эпицентре хиппи-культуры на них она практически не повлияла, как и они на неё. Так что The Doors явление вполне уникальное. И альбом Waiting for the Sun определённо является вершиной их творчества - на мой, естественно, взгляд. Сразу после записи альбома Моррисон собирался покинуть группу, кое как его уломали остаться на полгода, но он видимо потерял интерес. Следующие альбомы The Doors уже достаточно сильно отличаются в звуке и в музыкальном плане от первых трёх, хотя и они хороши по-своему.

Но вернёмся к альбому. Стартовой песней группа сделала Hello I Love You, которую придумали ещё в 1965. Композиция чрезвычайно удачная, это рок-н-ролл среднего темпа с большим вкладом клавишных Манзарека, очень энергичная вещь. Пишут, кстати, что Кригер с Денсмором заимствовали ритм из Sunshine of Your Love группы Cream - ну что ж, может быть, я сходства вообще не вижу

Вторым номером идёт одна из моих любимых баллад в роке - Love Street. Песня с чудеснейшей мелодией, очень лиричная и печальная, пожалуй, вершина мелодизма Моррисона и компании. На этом альбоме авторство всех песен принадлежало всей четвёрке. Короткий номер на две с половиной минуты имеет несколько мелодий, прекрасные фортепианные вставки чуть-ли не в классической гармонии и отличную гитарную акустику.

Следующая композиция Not to Touch the Earth не самостоятельна. На самом деле это кусок из получасовой эпической поэмы The Celebration of Lizard, которую группа пыталась записать одновременно с альбомом во время студийных сессий. Эта затея была реализована позже, а тогда решено было вставить в альбом фрагменты, где есть хоть какая-то музыка. В этом фрагменте Моррисон начитывает некоторое подобие ритмической мантры в куплете под однообразный аккомпанемент гитары Кригера, припев являет собой противоположность куплету, он достаточно традиционный. Вероятно название, да и сам текст, навеян какими-то племенными табу - Моррисон увлекался в том числе и антропологией, а этническая мистика как раз входила в моду. В этом же году, например, в том же Калифорнийском университете вышла первая книга Карлоса Кастанеды.

Четвёртая песня Summer’s Almost Gone тоже родом из 1965 года и была ещё тогда записана на первых сессиях группы. Это вполне традиционная для The Doors полуакустическая баллада под живое фортепиано. Вроде бы считается, что это посвящение Брайану Уилсону из The Beach Boys, хотя я никаких аналогий с сёрф-роком не вижу, песня скорее в блюзовых тонах со спецификой Doors, конечно. Wintertime Love короткий и в общем-то довольно проходной номер. Зачем-то Манзарек вставил в песню проигрыш на клавесине, что, на мой взгляд, гурппе совсем не идёт.

А вот Unknown Soldier очень характерная для The Doors песня, с чередованием тихих и спокойных фрагментов куплета с ударным кульминационным припевом. Здесь заметна одна из характерных черт группы - спетые рефреном фразы в конце припевов, повторяющиеся в разных интонациях. Песня антивоенная, реакция на агрессию США во Вьетнаме. Интересно, что она была выпущена синглом, но была под запретом на радио и телевидении - тем не менее даже в режиме молчания достигла 39 места в хит-параде. К синглу был снят промо-ролик, который я с удовольствием и представлю

Интересный опыт группа проделала в следующей песне - Spanish Caravan. На первом альбоме у The Doors уже был опыт обработки песни из оперы - Alabama Song, хотя это скорее эстрадная песня двадцатых годов, чем оперная ария. В композиции "Испанский караван" группа обработала фламенко испанского национального композитора Исаака Альбениса - его тему из пятой сюиты, здесь погружение в прошлое глубже, XIX век.

Песня My Wild Love спета а-капелло - ещё один уникальный опыт для Doors. Композиция является подражанием спиричуэлсу - церковному песнопению с хлопком в ладоши между строками

Композиция We Could Be So Good Together была выпущена на второй стороне сингла с Unknown Soldier и вполне под стать основному хиту сингла. Песня задорная, этакий сплав рок-н-ролла с фри-джазом. И в самом деле, в середине песни Манзарек наигрывает тему Телониуса Монка Straight No Chaser. Западные музыкальные критики пишут, что песня явно относится к более раннему периоду творчества группы, поскольку текст соответствует текстам хиппи-идеализма, от которого Моррисон к 1968 году уже давно отказался.

В который раз отмечу лаконичность композиций The Doors первого периода. Редко какая песня бывает длиной больше трёх минут, в основном все композиции звучат две-две с половиной минуты. Вот и Yes, the River Knows звучит две с половиной минуты - это опять акустическая баллада под фортепиано - но имеет чрезвычайно сложную мелодическую структуру, которая на первый взгляд вообще производит впечатление музыкальных вариаций. Смена лада и тональностей прямо по ходу композиции выглядит интересно. Совершенно непонятно где куплет, а где припев - у Doors такое довольно часто встречается и это тоже их характерная черта - совершенно вольная трактовка структуры. Удивительно, как они умудрялись это впихивать в две минуты

Заключительная композиция альбома - Five To One напоминает марш. Соотношение пять к одному в виду абстрактности текста непонятно к чему относится, то-ли к расовой пропорции в США, то-ли старшего поколения к молодёжи. Заслуживает внимания очередное рваное соло Робби Кригера на гитаре - он был мастер таких коротеньких, скачущих, запоминающихся соло, усиливающих впечатление от проигрыша в песне. Во время записи Джим матерился, звукорежиссёрам пришлось тщательно микшировать ругань. Вообще? во время записи этого альбома Моррисон прилично закладывал за воротник, практически не бывая трезвым. Возможно его решение покинуть группу было связано с его неадекватным состоянием, а может и наоборот - это была попытка залить определённый творческий тупик в своём развитии.

Как бы то ни было, но невоздержанность скорее всего и привела сначала группу практически к распаду, а потом и свела Моррисона в могилу. Следующие альбомы группы стали каким-то более профессиональными что-ли, не такими новаторскими, как первые три. Но они тоже интересны и, возможно, я посвящу им следующие статьи.

Спасибо за внимание.

-2
Обратная сторона конверта альбома Waiting for the Sun (1968)
Обратная сторона конверта альбома Waiting for the Sun (1968)