В 1961 году в Советском Союзе была введена уголовная ответственность за тунеядство. Разумный ли это был ход в социальной политике? По прошествии солидного срока можно оглянуться и беспристрастно осмыслить урок истории.
Заинтересовавшись этой темой, я стал искать информацию и почерпнул для себя совсем неожиданные знания: оказывается, слово «борзой» родилось как раз в связи с вопросом о тунеядстве — ведь изначально была аббревиатура БОРЗ, «без определенного рода занятий».
Тунеядцами считались граждане, находящиеся в состоянии «БОРЗ» на протяжении более чем 4 месяцев. Под эту категорию подпадали также и те, кто жил на так называемые нетрудовые доходы (спекуляцией занимался), а также бездетные неработающие женщины. Их клеймили «паразитами общества» и настоятельно призывали исправиться.
Борьба с тунеядством захватила общество - «бездельников» выслеживали на улицах участковые милиционеры и дружинники, их осмеивали повсеместно — вплоть до детских мультфильмов. Словом, пропаганда была развернута широчайшая. Были случаи, когда милиционеры приходили на дневные сеансы в кинотеатрах и выявляли неработающих граждан.
Что же это были за люди, почему не хотели добросовестным трудом содействовать торжеству социализма? Среди них — народный артист России, известный джазовый музыкант Алексей Козлов. После окончания архитектурного вуза он месяц скрывался от участкового, так как не пошел работать по распределению. Ему повезло — к тому моменту, когда ему пришла повестка в суд (!) он уже официально устроился на работу музыкантом.
Алексей Козлов признается, что среди его знакомых историков, философов и других людей умственного труда была масса примеров того, как талантливейшие научные работы, книги, стихи писались «в стол», а автор тем временем работал дворником, истопником или сторожем. Сторожил и лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков, окрестив в своей песне таких же, как он сам, «поколением дворников и сторожей».
Немало подобных мест службы сменил лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский, сосланный на пять лет по статье о тунеядстве, на самом же деле — за вольнодумные стихи и нежелание подчинить талант системе.
Уголовная ответственность за тунеядство была кнутом в руках государства, грозившим людям вплоть до 1991 года. Ничего, кроме разочарования в советской власти и методах её работы, указ этот не принес, зато его палки приостановили колесо не одного таланта...