Десять дней назад одновременно в разных частях дагестанской столицы появилось шесть необычных арт-объектов из черного металла с ажурными композициями и загадочным текстом на табличках. На каждом – разные символы: то море с парусником, то зонтики в форме розы ветров, а на табличках — стихотворение, чем-то напоминающее «Большую элегию Джону Донну» Бродского, только про столицу Дагестана. И приглашение – с помощью смартфона послушать аудиогид. Объясняем, зачем все это и почему.
В 2017 году проект Музея истории города Махачкалы — «Махачкала в перечне» — стал победителем грантового конкурса Благотворительного фонда Владимира Потанина в программе «Музейный гид». В основу маршрута легло одноименное стихотворение искусствоведа, педагога, поэта Сталины Андреевны Бачинской – «Махачкала в перечне».
За 30 последних лет, говорят в музее, население города увеличилось в три раза. Коренных махачкалинцев почти не осталось, а новые горожане буквально «стирают» старый город из исторической памяти, уничтожая городские смыслы, места силы и саму городскую культуру.
Многого из объектов, реалий, перечисленных в стихотворении Бачинской, уже нет – собора на площади, армянского квартала, виноградников, казарм, «отживших старух в подворотнях».
Рассчитан проект в том числе на туристов, идти по маршруту и слушать в наушниках рассказ об истории города, переходя от одного объекта к другому – очень удобно. Большинство модулей расположены в пешей доступности друг от друга, в исторической и центральной части столицы. «Махачкала в перечне» — это первый и пока единственный аудиогид по столице Дагестана, в которую с каждым годом приезжает все больше туристов.
Послушать аудиогид по городу и почитать тексты можно, не выходя из дома, по ссылке izi.TRAVEL/MuseumMakhachkalа или просто в приложении izi.TRAVEL, набрав в поисковике «Махачкала в перечне».
– Наш город перегружен всевозможной рекламой, баннерами, стендами, – рассказывает автор проекта заместитель директора музея Наида Дибирова. – Поэтому мы хотели сделать это ненавязчиво, чтоб люди не «спотыкались» об них. Объекты прозрачные, как миражи, сквозь них виден город.
Почитайте вывески на проспекте Расула Гамзатова – «Тао», «Зеленое яблоко», «Байхан», «Веранда», «Сбербанк», «Караван». Городской текст как будто не возвращает к истории Махачкалы, а стремится убежать от нее. «Махачкала в перечне» – восполнение этого словесного недостатка в гомеопатической дозе.
Будут ли вечно спешащие куда-то горожане останавливаться и вчитываться в это, и без того сложное для восприятия, стихотворение, – посмотрим. А может, это такой рэп-батл, где кто кого переговорит. Новые горожане сказали свое слово – яркой, бьющей в глаза и мозг рекламой, музей ответил панчами из стихотворения Сталины Бачинской. Раунд.
«Еще Гомер упоминал о далеком восточном бассейне, из-за которого поднимается дневное светило. Великий слепой окрестил его поэтическим именем «Пруд солнца», и это первое имя Каспия. С течением веков наше море сменило до сорока названий. Китайцы называли его Западным, арабы – Хазарским, русские – Хвалынским, европейцы – Гирканским, турки – Ширванским, грузины – Дербентским. Азербайджанцы поныне его называют Хазар-денизи (Хазарское море). Но всюду оно известно как Каспийское…
Морское «происхождение» определило повадки города и его жителей. Вплоть до 90-х годов ХХ века Махачкала была не только портовым, рыбным, икорным, но и курортным городом.
Летом все ходили загорелые, со светлыми полосками от купальников на коже, не стеснялись облупленных носов и малиновых декольте» (фрагмент гида о море. Автор — Полина Санаева).
Саид Гаджиев. Фото — автора
Спасибо, что дочитали. Если вам статья понравилась, ставьте лайк и подпишитесь на наш канал.