Найти тему
«Молодежь Дагестана»

Махачкала обзавелась аудиогидом

Десять дней назад одновременно в разных частях дагестанской столицы появилось шесть необычных арт-объектов из черного металла с ажурными композициями и загадочным текстом на табличках. На каждом – разные символы: то море с парусником, то зонтики в форме розы ветров, а на табличках — стихотворение, чем-то напоминающее «Большую элегию Джону Донну» Бродского, только про столицу Дагестана. И приглашение – с помощью смартфона послушать аудиогид. Объясняем, зачем все это и почему.

В 2017 году проект Музея истории города Махачкалы — «Махачкала в перечне» — стал победителем грантового конкурса Благотворительного фонда Владимира Потанина в программе «Музейный гид». В основу маршрута легло одноименное стихотворение искусствоведа, педагога, поэта Сталины Андреевны Бачинской – «Махачкала в перечне».

За 30 последних лет, говорят в музее, население города увеличилось в три раза. Коренных махачкалинцев почти не осталось, а новые горожане буквально «стирают» старый город из исторической памяти, уничтожая городские смыслы, места силы и саму городскую культуру.

Многого из объектов, реалий, перечисленных в стихотворении Бачинской, уже нет – собора на площади, армянского квартала, виноградников, казарм, «отживших старух в подворотнях».


Вместе шесть арт-объектов образуют историко-поэтический маршрут. Создатели проекта вначале планировали сделать систему навигации по культурно-историческим и архитектурным доминантам города, перечисленным в стихотворении. Но в ходе реализации проекта стало ясно, что в настоящее время для нас, горожан, смысловая реконструкция всего городского пространства гораздо важнее визуализации отдельных его объектов, пусть даже утраченных. Информационных модулей могло бы быть и больше, но сам фонд накладывал определенные ограничения на проект, прежде всего финансовые. И в музее решили остановиться на шести модулях – шести смыслах. Это смысловой каркас города – парк, гора, город, море, ветер и музей.
Вместе шесть арт-объектов образуют историко-поэтический маршрут. Создатели проекта вначале планировали сделать систему навигации по культурно-историческим и архитектурным доминантам города, перечисленным в стихотворении. Но в ходе реализации проекта стало ясно, что в настоящее время для нас, горожан, смысловая реконструкция всего городского пространства гораздо важнее визуализации отдельных его объектов, пусть даже утраченных. Информационных модулей могло бы быть и больше, но сам фонд накладывал определенные ограничения на проект, прежде всего финансовые. И в музее решили остановиться на шести модулях – шести смыслах. Это смысловой каркас города – парк, гора, город, море, ветер и музей.

Рассчитан проект в том числе на туристов, идти по маршруту и слушать в наушниках рассказ об истории города, переходя от одного объекта к другому – очень удобно. Большинство модулей расположены в пешей доступности друг от друга, в исторической и центральной части столицы. «Махачкала в перечне» — это первый и пока единственный аудиогид по столице Дагестана, в которую с каждым годом приезжает все больше туристов.

Начинается маршрут в парке Ленинского комсомола – бывшем Вейнеровском саду, на аллее в районе памятника Воину-освободителю. Выйдя из парка и пройдя немного по улице М. Гаджиева в сторону центра, наткнешься на углу с улицей Радищева на еще один модуль – посвященный горе, здесь как раз открывается вид на Анжи-горку и маяк. Дальше путь идет к центральной площади и Дому дружбы, где возле памятника Дагестанским большевикам расположился арт-объект, посвященный городу. Спустившись на Буйнакского в городской сад, за памятником А. Даниялову найдешь модуль, посвященный морю. «Ветер» с зонтиками можно найти на проспекте Расула Гамзатова у Национальной библиотеки. На каждом арт-объекте есть приглашение в сам городской музей. Модуль, посвященный ему, расположен в конце тура –  у входа в парк Ак-Гель. Так маршрут визуально связывает в пространстве города один из старейших городских парков – Вейнеровский сад и молодой микрорайон города  – Редукторный.
Начинается маршрут в парке Ленинского комсомола – бывшем Вейнеровском саду, на аллее в районе памятника Воину-освободителю. Выйдя из парка и пройдя немного по улице М. Гаджиева в сторону центра, наткнешься на углу с улицей Радищева на еще один модуль – посвященный горе, здесь как раз открывается вид на Анжи-горку и маяк. Дальше путь идет к центральной площади и Дому дружбы, где возле памятника Дагестанским большевикам расположился арт-объект, посвященный городу. Спустившись на Буйнакского в городской сад, за памятником А. Даниялову найдешь модуль, посвященный морю. «Ветер» с зонтиками можно найти на проспекте Расула Гамзатова у Национальной библиотеки. На каждом арт-объекте есть приглашение в сам городской музей. Модуль, посвященный ему, расположен в конце тура –  у входа в парк Ак-Гель. Так маршрут визуально связывает в пространстве города один из старейших городских парков – Вейнеровский сад и молодой микрорайон города  – Редукторный.
На каждой табличке – QR-код со ссылкой на аудиогид по городу. Предварительно нужно установить на смартфон бесплатное приложение izi.TRAVEL, объединяющее мультимедийные гиды по городам мира. «Есть гиды, предлагающие переосмысление города – «Петербург Достоевского», «Булгаковская Москва», когда городское пространство подается через творчество писателя, его книги. В аудиогиде «Махачкала в перечне» впервые на моей памяти город осмысливается через стихотворение», – говорит представитель сервиса izi.TRAVEL, гендиректор ООО «Городские и музейные технологии» Сергей Баричев, который помог музею в создании аудиогида. «Тексты для аудиогида написали журналисты Полина Санаева, Светлана Анохина, Владимир Севриновский и Дамир Саидгазин. Благодаря им гид получился не сухим изложением исторических фактов, а живым, человечным рассказом о городе», – говорят в музее.
На каждой табличке – QR-код со ссылкой на аудиогид по городу. Предварительно нужно установить на смартфон бесплатное приложение izi.TRAVEL, объединяющее мультимедийные гиды по городам мира. «Есть гиды, предлагающие переосмысление города – «Петербург Достоевского», «Булгаковская Москва», когда городское пространство подается через творчество писателя, его книги. В аудиогиде «Махачкала в перечне» впервые на моей памяти город осмысливается через стихотворение», – говорит представитель сервиса izi.TRAVEL, гендиректор ООО «Городские и музейные технологии» Сергей Баричев, который помог музею в создании аудиогида. «Тексты для аудиогида написали журналисты Полина Санаева, Светлана Анохина, Владимир Севриновский и Дамир Саидгазин. Благодаря им гид получился не сухим изложением исторических фактов, а живым, человечным рассказом о городе», – говорят в музее.

Послушать аудиогид по городу и почитать тексты можно, не выходя из дома, по ссылке izi.TRAVEL/MuseumMakhachkalа или просто в приложении izi.TRAVEL, набрав в поисковике «Махачкала в перечне».

– Наш город перегружен всевозможной рекламой, баннерами, стендами, – рассказывает автор проекта заместитель директора музея Наида Дибирова. – Поэтому мы хотели сделать это ненавязчиво, чтоб люди не «спотыкались» об них. Объекты прозрачные, как миражи, сквозь них виден город.

Создатели проекта рассчитывают, что городские власти возьмут объекты на баланс города и они останутся в городской среде надолго. А пока встречу с городской публикой объекты выдержат, уверены в музее. «Одним из первых требований фонда к модулям была их антивандальность. Но мы и сами понимали, что не стоит искушать «горячие головы». Все объекты сделаны из металла и поликарбоната. При этом, благодаря таланту художника Мурада Халилова, по чьим эскизам выполнены объекты, и творческому подходу к делу Энвера Разаханова, они не утяжеляют городское пространство, а, на мой взгляд, очень деликатно вписываются в окружающую среду. Нам было важно, как их примет город и горожане. Отторжения они не вызвали, это уже хорошо. Пока мы слышим только положительные отзывы, – говорит Наида Дибирова.
Создатели проекта рассчитывают, что городские власти возьмут объекты на баланс города и они останутся в городской среде надолго. А пока встречу с городской публикой объекты выдержат, уверены в музее. «Одним из первых требований фонда к модулям была их антивандальность. Но мы и сами понимали, что не стоит искушать «горячие головы». Все объекты сделаны из металла и поликарбоната. При этом, благодаря таланту художника Мурада Халилова, по чьим эскизам выполнены объекты, и творческому подходу к делу Энвера Разаханова, они не утяжеляют городское пространство, а, на мой взгляд, очень деликатно вписываются в окружающую среду. Нам было важно, как их примет город и горожане. Отторжения они не вызвали, это уже хорошо. Пока мы слышим только положительные отзывы, – говорит Наида Дибирова.

Почитайте вывески на проспекте Расула Гамзатова – «Тао», «Зеленое яблоко», «Байхан», «Веранда», «Сбербанк», «Караван». Городской текст как будто не возвращает к истории Махачкалы, а стремится убежать от нее. «Махачкала в перечне» – восполнение этого словесного недостатка в гомеопатической дозе.

Будут ли вечно спешащие куда-то горожане останавливаться и вчитываться в это, и без того сложное для восприятия, стихотворение, – посмотрим. А может, это такой рэп-батл, где кто кого переговорит. Новые горожане сказали свое слово – яркой, бьющей в глаза и мозг рекламой, музей ответил панчами из стихотворения Сталины Бачинской. Раунд.

«Еще Гомер упоминал о далеком восточном бассейне, из-за которого поднимается дневное светило. Великий слепой окрестил его поэтическим именем «Пруд солнца», и это первое имя Каспия. С течением веков наше море сменило до сорока названий. Китайцы называли его Западным, арабы – Хазарским, русские – Хвалынским, европейцы – Гирканским, турки – Ширванским, грузины – Дербентским. Азербайджанцы поныне его называют Хазар-денизи (Хазарское море). Но всюду оно известно как Каспийское…
Морское «происхождение» определило повадки города и его жителей. Вплоть до 90-х годов ХХ века Махачкала была не только портовым, рыбным, икорным, но и курортным городом.
Летом все ходили загорелые, со светлыми полосками от купальников на коже, не стеснялись облупленных носов и малиновых декольте» (фрагмент гида о море. Автор — Полина Санаева).

Саид Гаджиев. Фото — автора

Спасибо, что дочитали. Если вам статья понравилась, ставьте лайк и подпишитесь на наш канал.