Невыдача денег банкоматом с одновременным списанием денег со счёта - происшествие, которое случается довольно редко. Но тем не менее случается и в этой ситуации может оказаться каждый из нас. Банкомат, хотя и железный, бывает, ломается.
Компании-производители банковского оборудования, конечно, пытаются предотвращать такие случаи, предусматривая различные защиты на программном уровне, но ошибки всё равно происходят.
Итак, ситуация:
- вы вставили карточку,
- ввели пин-код,
- выбрали снятие денежных средств,
- ввели сумму,
- нажали Ок,
- банкомат подумал-подумал, даже зашелестел купюрами, но вместо денег выдал вам карту.
При этом на мобильный телефон вы получили смс о списании денежных средств.
Что делать и к кому обращаться в такой ситуации?
Сначала убедитесь, что банкомат действительно не выдал купюры. Бывают случаи, что пачка застревает в купюровыдающем устройстве - шторка открывается, деньги выдаются, но не выходят до конца. И при этом банкомат не возвращается в рабочий режим. В этом случае попробуйте их вытащить сами. И пересчитайте сумму - рекомендуется это сделать перед камерой, закреплённой на банкомате. Если сумма совпадает с тем, что вы снимали, то всё в порядке, а если нет - придётся разбираться в этой ситуации с банком.
Либо подождите, пока банкомат заберёт купюры обратно - обычно это происходит через 30-60 секунд после того, как деньги появились в лотке. Затем их, естественно, можно будет вернуть обратно через банк.
Самое главное - не оставляйте недовыданные купюры без присмотра. Если вы отойдете, их может забрать кто-то другой. И тогда банк вам ничего не возвратит. Поэтому необходимо либо вытащить купюры из устройства, либо дождаться, пока банкомат их заберёт обратно.
Если банкомат завис, дождитесь, пока он перейдёт в рабочий режим (на приём карты). Это может занять некоторое время. Не уходите сразу. Иначе он может выдать купюры после, и их заберёт кто-то посторонний.
Если банкомат выдал вам карту и перешёл в рабочий режим, а деньги так и не появились, придётся разбираться с банком.
Главное - не паникуйте. Деньги, хотя и остались в недрах банковского оборудования, но не потерялись. И их можно будет вернуть.
Перед тем, как обращаться в банк, сфотографируйте и запишите номер банкомата, а также название кредитной организации, которой принадлежит устройство.
В какой банк обращаться?
На первый взгляд может показаться, что нужно обращаться в отделение банка, которому принадлежит банкомат. Но это не так. В первую очередь необходимо отправиться в банк, который выпустил вашу карту.
Конечно, в большинстве случаев люди снимают деньги в родных банкоматах, поэтому банк, которому принадлежит банкомат и который выпустил вашу карту, один и тот же.
И там составить претензию. В ней вам необходимо описать случившееся, а также указать номер банкомата, который вас "подвёл" с деньгами, адрес, где он находится, а также номер карты и сумму операции (можно примерную).
Перед тем, как писать претензию в вашем банке, убедитесь, что средства не вернулись на ваш счёт. А такое бывает, особенно, если суммы небольшие. Банк мог в кратчайшие сроки разобраться с зависшем банкоматом.
По срокам российские банки обычно рассматривают претензии от 3 до 30 дней.
Да-да. Ваши деньги могут зависнуть на 30 дней. Поэтому совет: чтобы снизить риски, не снимайте за один раз очень крупную сумму. Разбейте её на несколько частей. Если банкомат и не выдаст деньги, у вас не “зависнет” очень крупная сумма. К тому же крупная сумма обычно предполагает большую пачку денег.
Попросите себе копию претензии с печатью банка, а также датой и реквизитами сотрудника, который её принял.
Письменную претензию не обязательно составлять. Можете позвонить в колл-центр банка или обратиться в чат. Там зафиксируют вашу претензию. Особенно это актуально для монобанков, не имеющих сети отделений.
30 дней - максимальный срок, в течение которого банк, обслуживающий банкомат, проверил, действительно ли средства были выданы или не выданы. Срок может увеличиться до 60 дней, если банкомат находился за границей.
А что дальше?
Можете дополнительно обратиться в банк, из банкомата которого снимали деньги. В этом случае вашу проблему возможно решат порасторопнее. Это необязательный шаг, но желательный.
Далее необходимо просто ждать.
В банке, выпустившем вашу карту, работает специальная служба, которая занимается работой с подобными претензиями. Ваша претензия фиксируется, вам сообщают её номер и далее необходимо ожидать смс от банка и возвращения денег на карту.
Если снимать деньги в родном банкомате, обычно спорные ситуации решаются намного быстрее - в течение недели максимум. Банк сам может проверить транзакцию, а также записи с камер видеонаблюдения. Если же деньги снимались в чужом банкомате, общение между банками производится через платёжную систему, выпустившую карту. И в этом случае решение вопроса затягивается, как правило на месяц. И в течение этого месяца не получится воспользоваться вашими кровными.
Как происходит расследование и кто находит лишние деньги?
Излишки в банкоматах определяются при инкассации. Инкассаторы обычно раз в несколько дней проводят инкассацию устройства, которая может выявить лишние денежные средства.
Если деньги действительно не выданы, то образуются излишки, которые будут направлены на отдельные внутрибанковские счета. И далее сотрудники банка проанализируют операции в электронном журнале банкомата и найдут ошибочные транзакции.
Поэтому желательно помнить примерное время, когда банкомат не выдал деньги.
Почему могут не вернуть деньги?
Деньги могут не вернуть по нескольким причинам:
- Очень поздно обратились в ваш банк. Максимальный срок, в течение которого можно обратиться из-за инцидента, составляет 180 дней,
- Деньги были получены третьим лицом. Например, если банкомат завис, вы ушли, а потом он всё-таки выдал деньги, и их кто-то забрал,
- Если вы их сами забрали из банкомата и пытаетесь обмануть банк. За это заплатите штраф в 1000 рублей.
Если же вас действительно обманул банкомат, то деньги вам возвратят.