Найти тему
6000 миль до Голливуда

Роб Рой

Оглавление

(1995, США)

Со времен бузотёра Уильяма Уоллеса минуло уже 400 с лишним лет... А на первый взгляд и не скажешь.
Со времен бузотёра Уильяма Уоллеса минуло уже 400 с лишним лет... А на первый взгляд и не скажешь.

Ещё один пример странной голливудской политики, когда в прокат выпускаются одновременно две близкие по духу и антуражу картины. Несмотря на то, что события в "Робе Рое" происходят намного позже, чем в "Храбром сердце" - в 1712 году, - из-за специфического шотландского колорита и ландшафтов, а также бунтарско-романтического сюжета, оба фильма выглядят похожими, словно родные братья. Причём "Роб" вышел в прокат лишь на месяц раньше "Сердца". Однако, если последнее до сих пор у всех на слуху и его прекрасно помнят, то о существовании первого в наши дни могли запамятовать даже те кинолюбы, кто смотрел это кино в год его выхода на экраны. И совсем не потому, что оно плохое - и близко не такое, - или потому что его бюджет в 2,5 раза скромнее, чем у 72-миллионного эпика Мэла Гибсона. Вот как раз именно их прокатный "дуплет" "Роба Роя" и погубил. Ибо слишком мощно шандарахнуло "Храброе сердце", чтобы за его грохотом массовый зритель расслышал второй, уже не столь раскатистый выстрел. Который, будучи одиночным, наверняка прозвучал бы громче и успешнее, ну да поздновато сокрушаться по данному поводу. Перезарядка и повторная попытка в этом виде "стрельбы" даруется лишь единицам, и "Роб Рой" к ним не относится. Ремастеринг изображения и звука (кстати, очень неплохой) для DVD-переиздания - вот и всё, на что он мог рассчитывать в 21 веке.

- О, Господи, ты что, угрожаешь мне ножиком? - Это не ножик! Это меч шотландского горца! - А почему он такой маленький? - Просто сточился от времени.
- О, Господи, ты что, угрожаешь мне ножиком? - Это не ножик! Это меч шотландского горца! - А почему он такой маленький? - Просто сточился от времени.

Однако давайте вытащим этого бедолагу из тени "Храброго сердца" и рассмотрим его, оцифрованного, внимательнее при ярком современном освещении.
Также как и история Уильяма Уоллеса в интерпретации Мэла Гибсона, история шотландского "робин гуда" 18 века Роба Роя рассказана в вольном изложении, с авторской отсебятиной, подтасовкой фактов и художественными допущениями. Всем поклонникам Вальтера Скотта нужно горевать в первую очередь. Из одноименной книги здесь взято так мало, что ни о какой экранизации не может идти и речи. Из реальной истории, впрочем, взято немногим больше. В смысле - настолько реальной, насколько можно считать ею биографию разбойника, наёмника, рэкетира и угонщика тачек... пардон, чужого скота Роберта Роя МакГрегора, поскольку многие факты той биографии напоминают откровенные байки. Вот и создатели "Роба Роя" логично рассудили, что им куда проще выдумать о нём свои небылицы, чем перепевать чужие. И романтизировали его похождения уже по голливудским стандартам. Иными словами, криминальную сторону жизни Роя осветили по минимуму, а всё самое драматичное и героическое в его судьбе и характере выставили напоказ. Затем добавили ему для полноты контраста мерзкого антагониста и - вуаля! - преподнесли нам это на пледе с шотландскими клетками под звон горских палашей и треск мушкетов.

Классика жанра: враги сожгли родную хату, обидели жену и понаделали Робу ещё достаточно пакостей, чтобы зритель благословил его на справедливую и кровавую месть.
Классика жанра: враги сожгли родную хату, обидели жену и понаделали Робу ещё достаточно пакостей, чтобы зритель благословил его на справедливую и кровавую месть.

Как бы то ни было, но классичной историческую романтику "Роба Роя" тоже не назовешь. Ветры перемен домчались и до здешних шотландских гор, выразившись в честном натурализме многих деталей быта, как деревенского, так и местной аристократии. До кровавостей "Храброго сердца" режиссёр Майкл Кейтон-Джонс, правда, не дотянул, зато справление героями нужды, выпускание гнилых кишок из дохлого быка, изнасилование не снимая сапог, подмывание после изнасилования и даже... жевание коровьего дерьма - всё это в "Робе Рое" показывают без ложного стеснения. А вот чего здесь нет, так это массовых баталий, хотя мелкие стычки, погони, перестрелки и фехтовальные поединки имеются и сработаны они вполне добротно. Про костюмы, оружие и антураж можно сказать то же самое. По меркам столь малого бюджета они выглядят не хуже, чем опять-таки в "Храбром сердце"... с поправкой на временную эпоху, разумеется. Ну а пейзажи горной Шотландии, по-моему, здесь даже разнообразнее будут. По крайней мере внимания им уделяют уж точно больше и ракурсы выбраны поудачнее.

Факт есть факт: свою единственную на данный момент номинацию на Оскар Тим Рот заработал вот этой ролью манерного кривляки-фехтовальщика.
Факт есть факт: свою единственную на данный момент номинацию на Оскар Тим Рот заработал вот этой ролью манерного кривляки-фехтовальщика.

***

В общем, кино, которое я, знамо дело, пересматриваю реже, чем "Храброе сердце", но тем не менее пересматриваю. Выдай Майклу Кейтону-Джонсу столько же денег, сколько бренчало в тот же год в седельных сумках Мэла Гибсона, Майкл тоже замастрячил бы размашистое историческое кинополотно ничуть не хуже. Но он был вынужден считать каждый бакс и, к своей великой досаде, отказался от главного козыря такого кино - войсковых баталий и штурмов замков. Почему и кажется, что при всех достоинствах "Роба Роя" в нём, однако, чего-то не хватает. Хотя всё, что в нём присутствует, сделано по высшему разряду и с художественной точки зрения ругать его не за что. Но въедливым "заклепочникам" и историкам тут, конечно, найдется, до чего доколупаться и за что геройски пролить свою желчь.

Борьба за выживание среди "многоклеточных" в Шотландии 18 века проявлялась как правило таким незамысловатым образом.
Борьба за выживание среди "многоклеточных" в Шотландии 18 века проявлялась как правило таким незамысловатым образом.