Продолжение обзора про отечественные грузовики, построенные по довольно редкой пятиосной схеме. Ссылка на первую часть обзора приведена в конце этого поста. Приятного просмотра!
С наступлением двухтысячных на пятиосную схему обратил внимание и Уральский автозавод. В частности, в 2006 году с прицелом на поставки в вооруженные силы в Миассе разработали шасси Урал-692341-10. Стандартная рессорно-балансирная тележка от базового «четырехосника» серии Урал-5323 у него переехала в заднюю часть удлиненной рамы, а дополнительный мост поставили на индивидуальных рессорах третьим по счету, сделав и управляемым, и ведущим. Грузоподъемность шасси в таком исполнении определили равной 23,5 тоннам. Предусмотрели и возможность поставки шасси в варианте 10х8 без привода на дополнительную ось: в этом случае полезная нагрузка возрастала еще на полтонны. Летом 2006 года опытный образец новой 11-метровой «пятиоски» с платформой для эвакуации пострадавшей боевой техники, втягиваемой на раму крюковым погрузчиком, представили на традиционном армейском показе на полигоне НИИИ-21 в Бронницах.
Следом в экспериментальном цехе предприятия по заказу «Роснефти» провели переоборудование шасси Урал-532301-0011 (2002 года выпуска) из 8х8 в 10х8: удлинив раму, в задний свес «четырехоски» добавили подкатной мост с поворотными самоустанавливающимися колесами и индивидуальной рессорной подвеской. Это позволило смонтировать на шасси громоздкий и тяжелый кузов-фургон с автоматизированной измерительной установкой ОЗНА-Массомер R-1500 для замера производительности скважин. Но дальнейшего развития тема пятиосных Уралов не получила.
В то же самое время в Санкт-Петербурге заработал завод по изготовлению грузовиков марки Yarovit – машин оригинальной конструкции, ориентированных на строительную отрасль и собранных преимущественно из импортных агрегатов, но с собственными каркасно-панельными кабинами. Модельный ряд был представлен самосвалами, шасси и седельными тягачами с различным числом осей. В их числе был и самосвал Gloros A7801D 10х8 с 25-кубовым кузовом, рассчитанный на перевозку почти 43 тонн груза. Полная масса такой машины составляла 64 тонны, а неведущим у нее был сделан средний мост – подъемный, с односкатной ошиновкой. Интересно, что управляемыми были сделаны все оси, кроме предпоследней. Двигатель Deutz развивал 408 л.с. Прочие узлы и агрегаты также имели европейское происхождение: сцепление – ZF-Sachs, коробка передач – ZF, «раздатка» – ZF-Steyr, ведущие мосты – Axeltech, неприводная ось – Sisu, топливный бак – Terberg и т.д. Но это же обстоятельство предопределило и совершенно «конский» ценник на «Яровиты», выпуск которых носил по этой причине штучный характер.
Примерно в 2009 году для нефтегазодобывающей отрасли было разработано длиннобазное шасси Yarovit Gloros A7804С. Оно сохранило прежнюю колесную формулу 10х8, однако задняя ведущая тележка теперь была отодвинута далеко назад от неприводной третьей оси. При этом расстояние между второй и третьей осями также немного увеличилось. Серийного производства этой версии начато уже не было, поскольку компания «Яровит Моторс» не пережила кризис и обанкротилась.
Расширение линейки «пятиосников» в кризис продолжил и Минский завод колесных тягачей. Так, на выставке вооружений MILEX-2009 состоялся дебют шасси МЗКТ-79292 – по сути, это была реанимация давно заброшенного проекта МАЗ-7929, который «убрали на полку» еще на стыке восьмидесятых и девяностых. Только теперь шасси сделали полноприводным, а также оснастили более мощным дизелем ЯМЗ-8463.10 (503 л.с.) и гидропневматической подвеской вместо торсионной. Кроме того, была значительно улучшена его маневренность, поскольку поворотными теперь сделали колеса не двух, а четырех осей (1-й, 2-й, 4-й и 5-й). При габаритной длине 15,3 метра МЗКТ-79292 был рассчитан на транспортировку оборудования весом до 35 тонн.
В 2010 году по заказу Галичского автокранового завода минчане разработали совершенно новое крановое шасси МЗКТ-790200 с колесной формулой 10х10 (как основу 80-тонного автокрана КС-74713). Благодаря применению широкопрофильных шин размерности 24R21 машину удалось сделать предельно компактной по высоте (2,8 м), сохранив при этом высокую грузоподъемность – почти 33 тонны. Как и у военного шасси МЗКТ-79292, управляемыми у кранового шасси МЗКТ-790200 сделали четыре крайние оси – две передние и две задние: в итоге радиус поворота составил лишь 12,65 м при габаритной длине 13,5 м. В качестве силовой установки использовали дизель ТМЗ-8431.10 мощностью 470 л.с., соединенный с ГМП собственного производства, а кабину позаимствовали у дорожных грузовиков МАЗ, подрезав ее нижнюю часть и превратив из 2-местной в 3-местную.
В том же 2010 году минчане построили и еще одну «пятиоску», но на сей раз сугубо дорожную – МЗКТ-700650-013 с колесной формулой 10х4, предназначенную для монтажа корейского бетононасоса Everdigm. Эта машина была построена на основе дорожной «четырехоски» серии 6923 (8х4) путем удлинения рамы и добавления в задний свес пятой неведущей оси с пневматической подвеской, односкатной ошиновкой и поворотными самоустанавливающимися колесами. Двигатель – 476-сильный Daimler OM 501 LA. Грузоподъемность шасси в такой конфигурации получилась равной 37 тоннам. Кроме того, на МЗКТ-700650 впервые применили собственную каркасно-панельную кабину, специально разработанную для завода МЗКТ компанией «Белкарпластик».
Дальнейшим развитием минских дорожных «пятиосников» стало крановое шасси МЗКТ-750120, созданное в 2012 году для использования в качестве базы под 70-тонный автокран КС-74721-2 «Галичанин». У него – та же колесная формула 10х4, как и у созданного ранее шасси МЗКТ-700650-013, но оригинальную кабину заменили на серийную мазовскую, а вместо «мерседесовского» дизеля поставили 412-сильный ЯМЗ-651 (лицензионный Renault). Пятая ось – производства фирмы BPW. Грузоподъемность шасси получилась равной почти 39 тоннам.
Параллельно минчанам собственное крановое шасси с абсолютно аналогичными характеристиками под ту же самую надстройку Галичского кранового завода построил Камский автозавод. Речь про «пятиоску» КАМАЗ-7330, унифицированную по узлам ходовой части с четырехосной моделью КАМАЗ-65201, но имеющую увеличенную на 100 мм базу передней тележки и более мощный (400 л.с.) двигатель Cummins. Пятую ось (односкатную) вместе с пневмоподвеской приобрели у голландской фирмы VDL Weweler. Первый образец шасси КАМАЗ-7330 с крановой установкой КС-75721-1 впервые показали на выставке COMTRANS’2013.
А в 2014-м собственный дорожный «пятиосник» решил построить Машиностроительный завод «Тонар» из Подмосковья. Его появление было вызвано ужесточением весового законодательства: благодаря пятиосной схеме Тонар-652803 с 26,5-кубовой самосвальной платформой позволял возить без перегруза до 25 тонн. Интересно, что четыре из пяти осей у него были сосредоточены в задней части рамы. Причем ведущими были сделаны только две последние оси, имеющие двухскатную ошиновку, а рулевое управление воздействовало только на первую ось. Вторая и третья оси, имеющие односкатную ошиновку, были сделаны подъемными и подруливающими, с самоустанавливающимися колесами. На машину были установлены дизель ЯМЗ-651.10 (412 л.с.) и китайская кабина Qixing. Серийное производство такого самосвала развернуто не было, поскольку вскоре «тонаровцы» сняли с производства всю гамму дорожных грузовиков, сосредоточившись лишь на внедорожных карьерных самосвалах.
Не мог остаться в стороне от пятиосной тематики и уральский завод «ИВЕКО-АМТ». В 2015 году там разработали и изготовили первый образец 14,5-метрового шасси IVECO-AMT Trakker с колесной формулой 10х10 (по ОТТС – модель IVECO-AMT 833944) под монтаж колтюбинговой установки LGC270. За основу машины было взято рессорное шасси Trakker 8x8, а дальнейшее переоборудование прошло по стандартному рецепту: удлинение рамы, замена четвертого моста на аналогичный, но с проходным редуктором, монтаж дополнительной пятой ведущей оси с подруливающими колесами и пневмоподвеской. Полезная нагрузка такого шасси составила 40,5 тонн при полной массе в 55 тонн. Двигатель – 450-сильный IVECO Cursor 13.
На выставке СТТ-2017 дебютировало новое пятиосное крановое шасси МЗКТ-740001 под 100-тонный автокран «Галичанин» КС-84713-2. Его колесная формула – 10х4, как у дорожных моделей. Однако остальные решения это шасси позаимствовало у внедорожников: большой дорожный просвет, односкатная ошиновка, шины с развитыми грунтозацепами. Ведущими сделаны на 3-я и 4-я оси, управляемыми – 1-я, 2-я и 5-я. В движение машину приводит 412-сильная «шестерка» ЯМЗ-652.
Ровно через год под очередной экземпляр 100-тонного крана «Галичанин» (КС-84713-6) Минский завод колесных тягачей изготовил шасси МЗКТ-750001. Визуально оно почти не отличалось от прежнего шасси МЗКТ-740001, однако на сей раз имело привод не на два, а на все пять мостов. В движение машину приводит 420-сильная «шестерка» ЯМЗ-653. Ведущие мосты – проходного типа, с системой подкачки шин. Все дифференциалы оснащены принудительными блокировками. Два передних моста подвешены на классических продольных рессорах, а трехосная задняя тележка имеет прогрессивную гидробалансирную подвеску.
Закончим обзор упоминанием экспериментального шасси КАМАЗ-7360 с колесной формулой 10х10, впервые «засвеченного» осенью 2014 года и названного на заводском сайте крановым (хотя есть основания полагать, что оно как минимум шасси «двойного назначения»). Интересно, что на эту машину поставили кабину, разработанную для перспективных челнинских грузовиков корейской компанией DMEC в 2011 году, но так и не принятую к производству.
Первую часть обзора по пятиосным грузовикам см. ЗДЕСЬ
Николай Марков, специально для канала МАШINA
Спасибо за внимание! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации, СТАВЬТЕ ЛАЙК и ДЕЛИТЕСЬ с друзьями в соцсетях, если пост показался вам интересным - это важно для дальнейшего развития канала!