Из двух российских бед — дураки и дороги, не знаю как насчёт первой, но с дорогами в Марокко всё в порядке. Недавно один друг в ФБ выложил фотографию трассы, ведущей из Сургута в Тюмень. Действие происходит, напомню, в самом экономикообразующем районе страны. На этой трассе до сих пор не построили ограждение между встречным движением. Эти дороги продолжают сеять смерть. РФ на 62-ом месте по ВВП на душу населения, Марокко — на 122-ом. Дороги в Марокко безупречные (см. фото).
Покрытие не просто гладкое, оно лакировано чем-то настолько, что при вращении руля колёса звонко шелестят — знаете, как это бывает в европейских публичных паркингах. Чтоб не соврать, кое-где попадались выбоины мал-мал (ну как порой на столь же хороших белорусских автобанах). Очень редко и не фатально.
Как видим на фото, местами обрамление дороги проще, но покрытие всегда безупречно. В каждую сторону не меньше двух полос, а между встречным движением лежит большая межа. Висеть на хвосте у фуры или рискованно бросаться в обгон — забудьте: в Марокко нет такой проблемы.
Дороги эти платные, но стоят, в сравнении с Европой, копейки. Например, от Танжера до Рабата (это 250 км) мы заплатили всего 70 дирхамов. Это 6 евро. Во Франции такой отрезок обойдётся в пять раз дороже. Марокканские трассы соответствуют стандартам скоростных дорог: никаких перекрёстков — мосты и развязки, хорошее оповещение (на арабском и французском), заправки с зонами отдыха и перекуса, оснащёнными детскими площадками.
Не обошлось без восточных особенностей: на трассе встречаются постовые с "трубой", в чём мы дважды убедились на собственном опыте. Максимально разрешённая скорость — 120 км/час, но на такой славной, пустой дороге грех не жать на газ. В тот день нас тормознули два раза. В обоих случаях произошло одно и то же. А именно:
Подошёл вежливый офицер, показал нам прибор с застывшей в нём цифрой "148" и сказал что-то по-французски. Все сидели как немые, вот тут и начинался выход Пахомия. Он весело отвечал, лепеча на этом странном языке, из которого знаю только одну классическую фразу: "Месье! Же не манж па се жур" (я чувствовал — она не подходит к данной ситуации). Вдруг, лице офицера, до сего момента хмурое, осветилось яркой улыбкой: "О! Русия! Велькам! Велькам!" Пахомий из вежливости перекинулся с ним ещё парой фраз, полицейский бодро откозырял нам и весело указал рукой: "Езжайте!"
"О чём вы говорили?!!" — в раз закричало нефранкоязычное население автомобиля, едва мы тронулись. Пахомий, сияя, поведал: он просто сказал офицеру, что мы из России, у нас всего пять дней на обзор этой страны, вот почему мы так спешим. Остальное мы поняли сами из уст полицейского: восторг! Он пожелал нам доброго пути и посоветовал больше не нарушать, предупредив, что на трассе будут другие постовые. Но другой (через час) поступил с нами точно так же. Мы так и не узнали, какой же штраф в Марокко за превышение скорости на 30 км/час...