В сентябре 2018 года был опубликован доклад о деятельности грузинского Центра Лугара, а 4 октября Минобороны России провело брифинг, посвящённый анализу военно-биологической деятельности США у границ России.
Экспертами отмечается общая активизация деятельности биолабораторий по всему миру - появляются новые штаммы вирусов, в Азербайджане происходит вспышка неизлечимого гриппа, на африканском континенте бушует Эбола.
Но есть в мире болезни, куда более простые и незатейливые по сравнению с той же Эболой, но опасные ничуть не в меньшей степени.
В 2010 году на Гаити разразилась эпидемия холеры, которая унесла жизни 9,7 тысяч человек. Вспышка холеры изначально началась благодаря усилиям непальских миротворцев ООН, которые привезли болезнь с собой в Гаити. Все отходы с базы миротворцев тогда сливали в реку, откуда местные жители брали воды. Общее число заболевших превысило 800 тысяч человек.
Одним Гаити холера не ограничилась. В своё время болезнь началась в долине Ганга и оттуда она до сих пор не ушла.
За минувшие 8 лет произошли вспышки в Мексике, странах Африки, южной Азии и даже Австралии с Океанией. Немного статистики за последние 3 месяца:
- В 2018 году в Йемене проходит кампания по вакцинации местного населения - планируется охватить до полумиллиона местных жителей. Но этого мало: в стране вспыхнула сильнейшая эпидемия заболевания. По данным ВОЗ число заболевших превысило миллион человек, а умерло уже свыше полутора тысяч человек. Кроме холеры, в Йемене есть бушуют эпидемии дифтерии и кори;
- В сентябре 2018 года вспышка холеры произошла в Зимбабве, зарегистрировано уже более 5 тысяч заразившихся;
- В Нигерии вспышки холеры происходят на регулярной основе. В сентябре в стране погибло около 100 человек.
- В августе около 100 человек в Алжире заболели впервые за 22 года;
- В сентябре российский Центр по примирению враждующих сторон в Сирии заявил о вспышке холеры в Ракке, находящейся под контролем «Сирийских демократических сил»;
- Летом 2018 года вспышки заболевания холерой и острыми кишечными инфекциями отмечались в украинских Бердянске и Мариуполе;
- В Демократической республике Конго от холеры только за год скончалась тысяча человек.
А это лишь зарегистрированные Всемирной организацией здравоохранения - в случае с Африкой и Азией точное число заболевших подсчитать крайне сложно. Заболевшие представляют опасность не только и не столько для своих родных стран, а для всего прогрессивного мира.
В эпоху глобализации, улучшения и ускорения мировой транспортной инфраструктуры существенно облегчаются пути доставки опасных заболеваний в самые отдалённые места. А если речь идёт о беженцах из охваченного войнами и катастрофами Ближнего Востока, то всё значительно облегчается - достаточно «нулевому пациенту» оказаться в лагере беженцев.
В 2015 году были зафиксированы вспышки холеры на Греческих островах, массовые заболевания холерой в Вене, в медицинских пробах беженцев обнаружены паразиты и потенциальные переносчики опасных болезней.
Но холера излечима в отличие от ряда других болезней, которые способны привезти с собой беженцы в передовые и развитые страны.
В докладе Scowcroft Institute of International Affairs рассказывается о миграции вируса полиомиелита из Ирака в Сирию, а затем и Ливан. За последние несколько лет в США, Канаде и Евросоюзе было зафиксировано несколько случаев заболевания полиомиелитом. В том же Евросоюзе это были первые вспышки за последние 5 лет.
Количество беженцев в мире выросло кратно за последнее десятилетие. В странах обитания беженцев с каждым днём ухудшается эпидемиологическая обстановка - в государствах, где десятилетиями не было ни одной вспышки той же холеры, происходит вспышка опасного заболевания.
В условиях глобализации, толерантной миграционной политики Евросоюза и общего ухудшения уровня здравоохранения (не только в России, но и во всём мире) наблюдается опасная тенденция.
Сколько времени потребуется, чтобы семья из Йемена, перебравшись в какую-нибудь Италию или Грецию, спровоцировала пандемию среди прогрессивного общества? А что если речь будет идти не о привычном вирусе холеры, который спокойно лечится одной из трёх существующих вакцин, а какой-нибудь новой разновидности?
Конечно, omnium profecto artium medicina nobilissima, но не стоит переоценивать возможности современной системы здравоохранения, которая во всём мире переживает не лучшие дни.