Мотай на ус! Зачем народ хранит в языке такое «нелепое» выражение?
Вдруг это подсказка для потомков о важном, о том, что стоит нести через века?
А мы и ухом не ведём, верим ученым мужам, которые заливают про длинный ус, мол, на него наматывают знания. Типа про ус – это шутка такая. Опупеть как смешно.
В этой статье впервые за сотни лет проявится настоящее значение сего зашифрованного послания.
Возможно, ты сумеешь полезное нечто намотать на ус. Вдруг не зря Предки подсказку сохранили?
Напоминаю постоянным читателям, что для вскрытия смыслов народных выражений нам придется действовать ненаучно. Для этого понадобятся: глупые вопросы, зоркое око и быстрое соображение.
Накидываем очевидные вопросы:
Могут ли женщины мотать на ус? А безусые юнцы могут мотать на ус? Вроде не на что. Значит призыв обращен к усатым мужикам?
Сложно представить, что безусый пердюк обращается к опытному усатому мужику, мол, слухай сюда и мотай на ус.
Нескладуха! В жизни так скорее скажет усатый мастер юнцу, старший младшему, хозяин подчиненному, мужчина женщине. Чуешь?
Любая нарочитая нескладуха – это подсказка, она как бы ловит внимание за хобот и тычет, мол, ключ к разгадке тут.
Напрашивается мысль, что «ус» должен означать что-то другое. Причем, это «другое» раньше было очевидным, ясным и обычным.
Поищем обычное на видном месте.
Я составил пары слов так, чтобы смысл вкурился сам собой.
За словами стоят образы, эти образы надо сообразить. Наложить друг на друга и прочувствовать попарно, и потом все-все пары разом.
Поехали:
хмурый — смурной (хмурной);
сватать — хватать, сват — хват;
слаб — хлябь, расслабленость — расхлябанность;
сломать — хромать, захламить, слом – хлам, хром;
тусклый — притух, тухлый, плескаться — плюхаться;
слава – хвала;
хвастать-свистеть :)
нос-нюх; трясти — тряхнуть, прясть — пряха; братусь – братуха;
Любуся — Любаха; Маруся – Маруха; Александр – Алехандро;
совать — ховать;
суета — ;
суй — ;
Мы взяли первый след: переход С–Х.
Попутно раскрыли тайну трех букв на заборе. Хоть и не научно, а по-простому, по-народному. Будем считать это подарком, находкой в пути.
Вернемся к следу «переход С–Х»
В примерах подбирал пары слов, которые лепятся друг к другу, между ними есть смысловая связь. Однако.
В предыдущей статье про «Бас Божий» мы наблюдали, как изменения в словах создают пары с противоположными значениями, как бы раздвигая смыслы по разные концы вселенной.
Да, есть такие пары:
сила - хило;
сулить – хулить;
хоромы — соломы;
храм — срам.
Бос (босой) — Бог (произносим «Бох»)
Пара женское-мужское: Лёса — Лёха; Алиса — Алёха.
Взяли второй след, хоть след и хлябый.
Понятно, что не всегда срабатывает ломовая замена С–Х. Понятно, что возможны и смешные замены:
суд — худ, сан — хан, хряк — сряк, хрень — срань, сам — хам, салат на халат, писатель — пихатель…
О! Про пихателя не все просто!
Давай посмотрим в диалектные слова. Представь деревенскую бабушку псковской области. Бабушка говорит:
Мяхо (мясо), хвет (свет), принеху (принесу), пляхать (плясать), пихьмо (письмо).
Как заиграло смыслами «письмо», когда стало «пихьмом», а «писатель» стал «пихателем» :) Думаю, что можно вернуть «Пихатель» в современный язык в прикладе к маркетологам, копирайтерам.
Тропим след дальше.
Пошукаем в церковнославянском языке:
Дух — Дус («ра́дость о Ду́сѣ святѣ» в синодальном переводе это «радость во Святом Духе». Рим.14:17)
Теплый воздух от натопленной печи в деревнях тоже называют и «дух» и «дус».
В татарском и башкирском языках есть кузявый след. Вот пары, где одинаковые слова звучат в татарском через «с», а в башкирском через «х»:
Сау — хау, сез — хеҙ, соң — хуң, су — хыу, сылый — хылай.
Окидывая взглядом все примеры, чувствую достаточность. Кому недостаточно, можете еще поискать – найдете стопудов.
Терь находку про С–Х прикладываем к народной присказке. Получаем: мотай на ух! Чтобы звучало по-русски, важно добавить верное ударение:
Мотай на́ ух!
Загадка еще не разгадана, однако шутка стала яснее, заиграла подсмыслами и народнинкой. Исчезла мистика с усами, женщины и дети получили право мотать на ух.
Терь ясно, что это призыв включить особый режим внимания. Особый способ слушать (внимать)!
Мы знаем 2 способа внимать:
1) в одно ухо влетело, в другое вылетело.
2) мотать на ух.
Знающие люди говорят, что есть третий способ (со словом «вертеть»).
С научной точки зрения это поэтические сравнения, образные выражения. Наука занимается формой, а не образами. Образы наука вертеть хотела как раз третьим способом.
Поэтому дальше рассуждение будет строго ненаучное, народное.
Разум человека так устроен, что когда видит осколок мира, то пробует достроить по осколку целый мир.
Поясню:
Например, по одному следу разум воссоздает образ зверя, который сей след оставил, давно ли прошел, куда, в каком состоянии.
Например, по одному взгляду мы предполагаем как другой человек к нам относится.
— Что ты так на меня смотришь?
— Как смотрю?
— Да так!
— Да ничо я не смотрю никак! Напридумывала себе…
Мы стремимся по одежке быстрее определить к какому миру челк относится: полицейский, гопник, чиновник, ученый, лох, бродяга, пенсионер, бизнесмен. Ибо иначе можно нехило вляпасться.
Все это может быть Неправдой, а может быть Правдой. Однако разум все равно будет достраивать предположения по отрывочным сведениям. Мы не можем это отключить, разум делает это всегда: воссоздает целый мир по одному-двум осколкам.
В нашем случае слово «УХ» — это осколок.
Поэтому разум пробует его достроить до «полноценного» образа и начинается игра в переборы:
1) ус —> ух —> ух(о) —> шутливое «один ух»;
Ну и сюда же прилепим сурьезное: (сл)ух;
2) ус —> ух —> (нь)ух —> нюх;
Мы воспринимаем слова на слух, поэтому (нь)ух это законный вариант;
Нюх должен быть у человека, нельзя нюх терять. Когда знающий челк говорит «мотай на ус», а ты не можешь ничего в толк взять из его науки, значит нюх потерял :) или чуйки нет, или способ внимать не тот.
Нюх – это работа на границе изведанного с неизведанным, это включение Разума! Любопытно, что «Разум» в переводе на греческий звучит как «Нус».
3) на́ ух —> на́ух —> на́ук —> на́вык;
Стоит отметить, что разговорный язык отличается от письменного как небо и земля. Например, в разговорном языке нет деления на слова и предложения.
Речь может быть слитной, непрерывной, а остановки могут быть и посередине «слов».
То бишь, (на́ ух —> на́ух) только на письме выглядит странно, а на слух – норм :)
Поэтому же в инете постят шутки из разряда «сложный русский язык» с примерами: иди ко мне — и дико мне; надо ждать - надо ж дать; задело - за дело. Их не различить на слух.
Поехали дальше.
«На́ук» образовался из науха по созвучию. Древнее богатое слово, которое малость подзабылось.
Наставник передает вы́ученику на́ук. Дабы выученик смог наработать навык.
Три образа: слух, нюх и наук подгружаются в голову благодаря работе Разума одновременно и легко. Соединяясь, они образуют общий букет смыслов.
Подытожим.
Мы видим мастерский прием, которым предки запаковали гору смысла в шифровку-приказку: через управление вниманием, с учетом работы разума с образами.
Распаковка шифровки «мотай на ус» нам подсказывает: включить особый режим слушания без вылетов из другого уха, включить нюх и брать наук.
Если что-то из ключей СЛУХ–НЮХ–НАУК отсутствует, то мотать на ус не получится. Науку не возьмешь.
Когда юнца отдают в науку Мастеру — тут все понятно.
А когда за наукой приходит равный или более опытный по жизни человек? Как и зачем ему мотать на ус?
Приведу пример, как это учитывается в урбекском мире на курсах по Купеческим основам.
Ко мне приходят брать науку состоявшиеся умные люди: бизнесмены, дизайнеры, разведчики, программисты.
Каждый из них делает свое дело лучше меня, они много где учились, практики своей – до ушей. Старый опыт мешает брать новую науку, потому что тянет на себя одеяло.
В этом большая опасность для учебы. Поэтому мы первым делом заключаем учебные договора.
Пусть живым примером будет реальное письмо крутому промышленному дизайнеру про учебные договора.
Малость поясню: по моему убеждению, Большая Магия в современном мире действует под легендой прикрытия Наука, Искусство, Политика и еще под несколькими именами.
В каждой из этих тем существуют самостоятельные группировки. Нередко между группировками идет прикрытая и неприкрытая вражда и борьба.
Каждая группа имеет свои исторические корни и своих авторитетов — называется енто дело Школа.
Профессиональный Дизайнер, который воспитан в одной из таких Школ, пришел на курс 2 ступени «Басота 2014» со словами:
«Щас вообще себе крупную пАмету сделай: я сам профи в брендинге, у меня коллеги профи в брендинге…»
Вот терь вы готовы внимать письму:
(после него – краткий итог статьи)
Начало переадресованного сообщения:
Отправитель: Марат Хисамов <***@tsarstva.ru>
Тема: [Басота 2014] 2 ступењ. 1 каст и учебные договора
Дата: 29 сентября 2018 г., 21:48:06 GMT+3
Получатель: Тайный Дизайнер <***@tsarstva.ru>
Привет!
Первый каст Басоты скачивай, только сначала авторизуйся в Царствах.
Первый учебный договор - о Формате отчета.
Он простой: Впечатления, Новина, Взяток.
1) Впечатления - это место для чувств и образов поэтических, бульки, мысли по ходу. Можно без структуры, потоком.
2) Взяток - то что забираешь в жизнь, что отражается в образах действия, в оценках, как орудие. Что есть Взяток и что не Взяток - отладим по ходу дела.
Второй учебный договор: брать Взяток.
Помни, что пчела без взятка – трутень ))
3) Насчет Новины у нас третий учебный договор:
Новину искать всеми силами.
Это самое трудное.
У тебя много опыта жизненного, проходил много обучений у Мастеров, поэтому тебя постоянно окутывает сетка узнаваний - это неизбежно, так работает разум.
Это норм для жизни, и плохо для Науки.
Вот признак, что Наука накрылась медным тазом:
Как только посещает мысль типа «ну это я знаю, вот это похоже на такую технику, вон то у нас в дизайне зовется вот так, а это в психологии означает сё — сразу Ахтунг и Караул! ) Сработало узнавание и Наука перекрылась.
Как только срабатывает ахтунг узнавания – сразу ищи Новину. Без Новины толка не будет.
Нельзя на капусту наклеивать новые листья. Надо уметь раздевать капусту. Не умеешь брать Новину - не умеешь учиться.
Кратко учебные договора: Отчет по формату, Искать Новину и Брать Взяток.
Вот файл: <ссылку вырезал>
Добро пожаловать в Басоту :)
Успехов, Марат
Конец переадресованного сообщения.
Напомню вопрос, к которому сия цитата была: «Когда за наукой приходит равный или более опытный по жизни челк, как и зачем ему мотать на ус?»
Напомню, что учебные договора оцениваем по ключам: СЛУХ–НЮХ–НАУК.
И получаем, что Впечатление – для включения слуха и нюха. Договор искать Новину – включает чуйку, нюх. Договор брать Взяток – обеспечивает передачу на́ука.
Попробуй вооружиться этими договорами и перечитать статью. Какие у тебя впечатления, в чем новина и какой взяток?
Напиши впечатление в комментах или в перепосте.
Успехов,
Марат «Батый» Хисамов
ПС. Источник: https://na-russkom.ru/news/slovar-motai-na-uh/