Найти тему
Загляни в себя

Как привить ребёнку чувство ответственности?

Сознательная жизнь каждого человека начинается с воспитания, которое ориентировано на развитие наилучших моральных качеств, а также чувства ответственности за свои поступки. Сделать это довольно нелегко, учитывая, что жизнь для ребёнка – это своеобразная игра, к которой не стоит относиться слишком серьёзно.

Для родителей в данном случае очень важно не переусердствовать. Например, если ребёнок не выполняет домашнее задание или часто разбрасывает свои вещи, то не стоит на него кричать и злиться. Однако, и потакать ему в вышеприведённых ситуациях также не нужно – это в дальнейшем приведёт к чрезмерной избалованности и несамостоятельности.

А что же тогда делать?

Ребёнку надо показать, что будет, если он продолжит придерживаться беспорядка. Или мягко, но требовательно попросить убраться. Случай с домашним заданием более сложен, поскольку дети не очень любят, когда их что-то заставляют делать. Можно попробовать повлиять психологически, например, поощрять за вовремя сделанные уроки и лишать определённых привилегий, если они сделаны гораздо позже или не сделаны вообще.

Например, захотел ребёнок шоколадку или поиграть в компьютер, не выполнив домашнее задание? Что ж, придётся ему сесть и сделать именно сейчас, иначе он не получит желаемое.

Если это происходит на постоянной основе, то в ребёнке начинает вырабатываться своеобразная привычка, которая базируется на принципе «если я не сделал уроки, то я не могу пойти поиграть».

Это ли не первые задатки того самого чувства ответственности?

Да, он не осознаёт, что уроки нужно делать не ради того, чтобы поскорее пойти поиграть, но таким образом понятие «должен» у ребёнка выходит на первое место и вымещает собой «хочу».

Правильно ли это?

В нашем случае – да, если не перебарщивать и не вдаваться в крайности, когда ребёнка запирают в комнате наедине с книгами и лишают практически всего, что в дальнейшем может привести к сильной душевной травматизации.

Как говорилось выше, жизнь для ребёнка представляет собой игру, и родители должны точно так же, с помощью игры, показать ребёнку, что ему следует делать и каким образом, чтобы не остаться в проигрыше.

Конечно, к действиям следует прибегать только тогда, когда слова не имеют на ребёнка никакого влияния. Но для начала попробуйте поговорить с ним, объяснить, почему то или иное действие важно, желательно на его языке, и как отразится на дальнейшей жизни невыполнение и/или игнорирование этого действия.

Помните, что психологическое влияние и психологическое насилие – это два разных понятия. Они могут соприкасаться между собой в какой-то мере, но разница между ними при этом остаётся значительной.