В данном материале я хочу рассказать про главный принцип японской мотивации, который стал национальной идеей в Японии (хотя сейчас этот принцип начинает набирать силу во многих странах). Если говорить кратко, то он заключается в том, что в Японии не принято поощрять за хорошую работу, поступки и т.д., а принято наказывать за ошибки (на работе, плохие поступки и т.д.). Считается, что по умолчанию человек и так должен стремиться сделать все хорошо и безошибочно, и дополнительно вознаграждать за это его не нужно, мотиватором для него должно служить наказания в случае провала.
Данный принцип нашел отражение во многих сферах жизни японцев. Например, в Японии не принято давать чаевые, т.к. это, во-первых, возвысит клиента над работником, а во-вторых, клиент не должен платить больше оговоренной суммы за работу, которая и так должна быть сделана качественно.
Японские фирмы активно используют систему премий, которые вроде как должны быть поощрением работника за хорошую работу, но на деле являются средством для наказания. Когда работник устраивается на работу, то ему сообщают его зарплату и величину премии, которые в совокупности и образует его заработную плату. В случае плохой работы или ошибок работника работодатель уменьшает его премию, а в случае качественной и безошибочной работы работник получает только оговоренную сумму, поэтому как бы качественно и быстро ни работал сотрудник, его не ждет какая-либо награда (максимум только призрачная надежда повышения в должности). Соглашусь, что подобная схема сейчас набирает популярность у российских предпринимателей.
Если говорить кратко, то в японском обществе принято мотивировать людей не с помощью пряника, а только с помощью одно кнута.