Найти тему
Car&Travel

С чем связаны скоростные ограничения?

Ряд моих последних материалов, посвященных тем или иным образом скоростным ограничениям, привёл к массе комментариев, смысл которых был в следующем:

Почему мы в эпоху ABS, ESP, EBS, ACC, SRS и прочих сочетаний из трёх букв, при всём прогрессе в области автомобилестроения, до сих пор ограничиваем скорости по стандартам полувековой давности?

Сначала посмотрим, от каких же факторов зависит скоростное ограничение?

1. Безопасность. В это понятие включаем скорости реакции людей на события и вероятности наступления тяжких последствий, если человек что то сделает не так или наступит форс-мажор. Это требование всегда выступает за снижение скорости.

2. Оправданная необходимость в быстром передвижении. Понятно, что на крупных магистралях большого города или на междугородных трассах людям приходится преодолевать большие расстояния, и для них увеличение скорости важнее, чем в небольшой деревне, где из конца в конец можно дойти пешком. Понятно, что в этом требовании скорость стремится к бесконечности.

3. Экологичность. Большинство современных автомобилей рассчитаны на предельно низкий уровень потребления топлива при равномерном движении со скоростью около 80-90 км/час. Более высокая скорость приводит к увеличению количества выбросов на километр пути. Этот же параметр требует равномерности движения и минимума остановок.

4. Шумность. Люди, живущие вокруг дорог, тоже хотят жить спокойно. Есть санитарные нормы по шуму в жилых зонах, и этот параметр всегда за то, чтобы скорость была пониже. Вариант "замуровать все окна и не проветривать помещения" тоже не укладывается ни в санитарные нормы, ни в понятие о хорошем жилье.

Эти четыре параметра по разному сочетаются в различных местах, и позволяют поставить скоростные ограничения, которые мы видим на дорогах. Или которые НЕ видим, но неплохо бы им там быть.

На безопасности предлагаю остановиться подробнее. Лучше всего, на мой взгляд, на этот вопрос отвечают европейские учёные, подготовившие в 2006 году "Отчёт по управлению скоростью", в котором описывают различные зависимости между скоростью и её последствиями. Поделюсь ниже выдержками из отчёта, подготовленного на английском языке, и их переводом.

Увеличение вероятности происшествий при росте средней скорости
Увеличение вероятности происшествий при росте средней скорости

В выводах к графику сказано:

5% увеличение средней скорости потока ведет к примерно 10% увеличению травм в целом и к 20% увеличению летальных исходов. В то же время, снижение средней скорости на 5% ведёт к аналогичному снижению травматизма.

Ниже в отчёте приводится пример из реальной жизни: на шоссе в Австралии в 1987 году увеличили разрешенную скорость со 100 до 110 км/час. Количество травм в ДТП выросло на 24,6%. Когда среднюю скорость вернули на место в 1989 году, сразу было зафиксировано снижение травматизма на 19%.

Также исследователи выяснили, что на городских шоссе в привычную математику "увеличили скорость на 50% - пропускная способность выросла на 50%" вмешивается человеческий фактор, и по факту при приближении количества машин на дороге к определенному пределу, средняя скорость потока перестаёт расти независимо от ограничений. Оптимальной с этой точки зрения скоростью для городских улиц учёные называют 50-70 км/ч.

-2

Другая часть безопасности в городе - безопасность пешеходов. Спрятать их под землю не выходит по многим причинам: к примеру, это требует больших денег, это причиняет неудобства пешеходам, которых в любом городе больше, чем водителей, это делает невозможным перемещение стариков, инвалидов, людей с колясками, или временно травмированных.

Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения, при столкновении с пешеходом на скорости 50 км/час, 80% пешеходов погибает. При столкновении на 30 км/час - погибает всего 10%. Это не значит, что скорость надо ограничить 30 км/час везде, но это значит, что необходимо обеспечить условия, при которых водитель успеет затормозить до 30 км/час, а лучше - до нуля, при внезапном появлении пешехода на дороге.

К примеру, в 2002 году, во Франции, среднюю скорость на дорогах снизили на 5 км/час. Количество смертей сразу снизилось на 30%. В условиях России это бы означало, что останутся живы каждый год примерно 6 800 человек.

Стоит такое количество жизней того, чтобы провести в дороге на 10 минут дольше? Я думаю, стоит.

В 1996 году Европейская Конференция Министров Транспорта приняла рекомендацию об установлении максимальной скорости в населенных пунктах 50 км/час. Но многие страны Европы это не сделали до сих пор. В России, намомню, "легальная" скорость в городе - 80 км/час.

Последнее, о чём бы я хотел сказать сегодня, это сужение поля зрения водителя на скорости. До тех пор, пока машины не оснащены всемогущими автопилотами, и управляются людьми, с этим приходится считаться. Вот картинка, представляющая, как меняется поле зрения водителя при изменении скорости его машины:

-3

На картинке хорошо видно, что на высокой скорости водитель практически не контролирует окружающую обстановку, что в условиях городского потока очень опасно. На трассе, где потенциальных препятствий меньше, можно себе это позволить.

Как всегда, жду ваших комментариев по делу и не по делу. При наличии интереса к подобным постам тема дорожной безопасности будет продолжена.