"Нужно ли отменить оценки в школе?" — опрос, который проводился на сайте Общественной палаты России выявил, что большинство считают- оценки в школе нужны. 70 процентов респондентов считают, что нельзя отменять оценки в начальной школе, еще больше — 83 процента — уверены, что оценки должны быть с пятого по девятый класс. Причем 73 процента опрашиваемых посчитали ненужным расширять шкалу оценивания и оставить привычную, пятибалльную систему.
Опрос этот возник не просто так — его инициировала министр просвещения Ольга Васильева. По ее мнению, в 1 классе оценок точно не должно быть, чтобы ребёнок, который только пришёл в школу, не потерял желание учиться. А вот дальше надо обсуждать. Так была открыта важная дискуссия, в ходе которой появилось много неожиданных предложений: отменить оценки не только в начальной школе, но и в средней, вплоть до 9 класса, заменить пятибалльную систему на более гибкую и так далее.
Пока, судя по всему, никаких кардинальных перемен в оценочной системе нашу школу не ждет. Но, какие бы ни были результаты опроса, те, кто недоволен существующей системой, имеют очень веские аргументы.
Главный из них — оценка не оценивает реальных знаний.
“Когда мой сын поступил в математический лицей, нам сразу сказали на родительском собрании: “Мы знаем, что многие ваши дети учились в старой школе хорошо и имели отличные оценки. Забудьте о них. У нас своя шкала: “пять” — это почти недостижимый уровень, это отлично от всех, “четыре” — это очень хорошо, “три” — это работа, которая удовлетворяет всем требованиям, “два” — это плохо, но сделанная работа. Проблемы — если учитель ставить “ноль”.”, — рассказывает Ольга Серова, мама московского лицеиста.
В самых сильных школах, куда поступают те, кто прошел серьезный конкурс, где программа далеко выходит за рамки школьной, а требования очень высоки, получить пятерку, особенно по профильным предметам, невероятно сложно. Победитель Всероса по биологии в четверти может иметь тройку, причем ему придется приложить для этого много труда.
Кстати, именно эта ситуация стала основной причиной для введения ЕГЭ, по крайней мере, Владимир Филиппов, бывший министром образования в те годы, говорил, что оценки в аттестатах не дают никаких представлений о реальном уровне знаний, как основной аргумент в пользу тестирования.
Еще один серьезный упрек к традиционной системе оценивания — субъективность.
Характер учителя, его настроение, отношение к классу, к конкретному ученику или даже его родителям — вот часто главные критерии “пятерки” или “тройки”. Уж не говоря про двойки за то, что ребенок забыл тетрадь, смеялся на уроке или нагрубил, — все это не похвально, но не имеет никакого отношения к успехам по предмету.
Влияет человеческий фактор на оценки и с другой стороны — самого ученика. Психологи говорят, что личностные качества ребенка: умение адаптироваться к новым обстоятельствам, коммуникабельность, уверенность в себе — уже в первые месяцы закладывают всю траекторию его школьных успехов. Изменить эту “роль” бывает очень сложно: если ребенок в первом же классе занял место “троечника”, то перебраться на другой уровень ему бывает очень сложно — и из-за его отношения к себе и из-за мнения учителей и одноклассников.
Еще один аргумент, почему оценки, это плохо — они демотивируют. Точнее подменяют правильную цель — получить знания, на ложную — получить хорошую оценку. Многие родители, учителя и специалисты говорят о том, что страх плохой оценки отбивает у ребенка радость познания, способность креативно мыслить, искать истину, ошибаясь, экспериментируя, исследуя.
Некоторые нетрадиционные образовательные российские школы отказались от привычной оценочной системы — например, вальдорфские. А в системе Эльконина-Давыдова считается важным, чтобы ребенок мог оценить свою работу сам. Впрочем, большинстве школ, которые работают по этой системе, оценки в том или ином виде все-таки есть.
Если говорить о мировой практике, то многие образовательные системы действительно прекрасно обходятся без оценок, хотя бы в начальной школе.
Например, в британских школах вместо оценок ставят одобряющие штампики: «отлично» или «так держать». В шведских школах до шестого класса вообще не ставят оценок, чтобы не мешать индивидуальному развитию и не вызывать чувство конкуренции и стресс.
В Финляндии до 4-го, а иногда и до 6-го класса применяется только словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. Затем переходят на цифры от четырех — “не сдал” до 10 баллов — “отлично”. Пять — это очень плохо, шесть — плохо, семь более или менее, 8 — хорошо, 10 — отлично. Такая система считается довольно гибкой: дети не просто отличники, хорошисты или двоечники, есть много нюансов. Например, “7” и “8” — средние оценки, но “8” — гораздо лучше.
Но здесь считают, что оценки выставляются прежде всего для самого ученика, чтобы он понимал, что подтянуть, — они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели.
Во Франции на первой ступени, где учатся с 3 до 6 лет, (по-нашему, дошкольное образование, но оно сейчас считается обязательным) не ставят оценки — дети получают в конце семестра таблицу со смайликами, где оцениваются их навыки и компетенции. По новым законам, уже в 1 классе детей тестируют: например из 14 примеров 10 решил правильно — оценка будет 10/14.
Потом используется 20-ти балльная система. При этом максимальные баллы набрать практически нереально, 14-15 считается уже очень хорошей оценкой. Из-за большого диапазона нивелируются такие понятия, как двоечник или отличник, у каждого свои персональные баллы.
В Бельгии оценки тоже начинаются только в начальной школе, начиная с 6 лет — сколько решил примеров, столько баллов и получил. А оценки за семестр зависят от предмета: некоторые максимально 100 баллов, некоторые — 50, некоторые — по 30 или 20. Оценки в табеле выставляются с комментариями: например, «отлично поработал, продолжай так же!” Но, как говорят родители, не поддаются никакому логическому обоснованию — комментарии могут быть прекрасные, а оценки не очень. Начиная со 2 класса дети сдают годовые экзамены — все, что прошли за год. Для прохождения в следующий класс нужно ответить, как минимум на 50% вопросов, они заранее неизвестны и как правило требуют развернутого ответа.
В Америке оценки как таковые в начальной школе не ставят, дневников нет. Но есть многоуровневые системы поощрения, в основном за социальные навыки: за хорошее поведение в классе, за командный дух, за готовность прийти на помощь, за умение попросить помощь, за уважительное отношение к другим и т.д. Если есть какие-то выдающиеся результаты по предметам — дарят наклейки, рисуют смайлики, пишут wow!
Три раза в год ученики проходят тестирование по различным параметрам: скорость чтения, уровень понимания текста, умение понять, исходя из контекста, что может обозначать незнакомое слово, абстрактное мышление, счёт, понимание логики решения задач. Шкала оценок — от 1 (не соответствует возрастным ожиданиям) до 4 (значительно превосходит). Эти оценки высылаются родителям в запечатанном конверте. Все работы ученика за год аккуратно хранятся в именной папке, чтобы и родители, и учителя, и сам ученик могли оценить прогресс.
В средней школе появляются оценки — баллы и проценты. За каждое задание максимально 100%, за несоблюдение того или иного требования проценты снимаются. По этой процентной шкале разбросаны оценки: 78-83% — это оценка В, 83-86% — В+, а 86-100% — А.
Результаты тестирования каждого ребенка влияют на рейтинг школы, который в свою очередь влияет на финансирование школы, так как рейтинг школы определяет в том числе престижность района и цены на недвижимость.
Похожая система в Израиле — здесь школы тоже обеспокоены рейтингом и стараются, чтобы дети получали хорошие оценки. При этом далеко не все дети обеспокоены этим — совершенно нормальным здесь считается выйти со школы не аттестованным по одному или нескольким предметам.
В первые годы учебы оценок не ставят, потом начинаются тестирования, они оцениваются по 100-балльной системе, баллы переводятся в словесные оценки по семи уровням: от “превосходно”, “хорошо”, “не очень хорошо” до “неудовлетворительно”, то есть меньше 40 баллов.
В корейской школе балльная система оценивания. Каждую неделю проводятся тесты, раз в месяц — контрольный тест, определяющий уровень знаний: от 60-70 баллов — наша тройка, от 70 до 90 баллов — четверка, 90-100 баллов — пятерка.
За баллы и места борются очень сурово, стараясь получить максимум любым путем, иначе не поступить в хороший университет.
В Германии в первые два года оценки не ставятся вообще, в третьем классе начинаются первые контрольные, а в четвертом заканчивается начальная школа и дети получают свой первый аттестат. И тут начинаются сюрпризы. Так как те, у кого высокие баллы, идут в гимназию, так называемый абитур, учатся до 12 класса, сдают экзамены и поступают в университет. А все остальные идут в обычную школу, после которой — в техникум и получают профессию. В университет поступить без абитура очень сложно.
И в этой ситуации кроется главный козырь тех, кто считает, что оценки в том или ином обязательно должны быть, причем, с самого начала: рано или поздно человек все равно столкнется с тем, что его работу будут оценивать. И чем позже это произойдет, тем сложнее ему придется.
Наталья Афанасьева