Найти в Дзене
Дети - легко!

Родители-страусы

Всё ок!
Всё ок!

Когда я только начинала педагогическую деятельность, меня очень удивил один момент. Я пришла работать в свеже построенный, открывающийся детский сад. Мне досталась группа трёхлетних детей, которую я планировала довести до выпуска в школу. Заранее договорилась с заведующей, что мы будем менять мебель в группе, а не сами стены, подготовила помещение, и, улыбаясь, принялась встречать детей.

Один из мальчиков вызвал вопросы к его родителям с первых же минут знакомства. Он не шел на контакт от слов совсем и ни с кем, был очень увлечён рисованием фекалиями - своими и чужими (напомним, детям по 3 года). Больше, чем это занятие, его привлекали только камни. Их он собирал, распихивал по всем возможным и невозможным карманам, кидался в людей и в воздух - салют. Речь, аппетит и даже элементарные навыки самообслуживания отсутствовали. Ребёнок находился в саду полный день, по 12 часов.

Спустя время я решила аккуратно поинтересоваться у родителей - какие рекомендации дали специалисты? Чем мы, воспитатели, можем им помочь и какие советы они, родители, могут нам дать. "Дайте мне больше информации о ребёнке" - просила я - "Помогите нам включить его в общую деятельность. Он не включается".

У мальчика было явное расстройство аутистического спектра. Я не дефектолог и уж тем более не психиатр. Мне и не нужно было ставить ребёнку диагноз - я была уверена, что он уже стоит, поскольку не заметить неладное было невозможно. Меня встретило удивление в глазах родителей, а затем - волна возмущения и негатива. "У нас всё в порядке!" - кричала мама - "Да как вы смеете! Я буду жаловаться!"

-2

Кое-какие сомнения начали рождаться в моей голове, но до озарения было ещё далеко.

В группе моего сына в этом же детском саду в то же самое время тоже был "странный" мальчик. К пяти годам он произносил одно-единственное слово - "Колбаса!" Нет, он его не произносили - только кричал. Товарищ всё время пытался убежать, не взаимодействовал ни с кем, и, для пущей радости, по нескольку раз в день закатывал истерики с валянием на полу и расталкиванием ногами всего и всех вокруг. Думаете, уж к 5-то годам можно было заподозрить, что "что-то не то?" Не угадали - в медицинской карте мальчика значилось гордое "здоров" от каждого из докторов.

Затем я ушла ушла из этого детского сада, перестала интересоваться судьбами бывших воспитанников, и окунулась в счастливый труд педагога частной организации. Стоило мне только войти в фешенебельные группы, как меня тут же предупредили: "У нас тут Петя" (имя изменено). Пете 8 лет, он - да-да! - здоров, очень умён, но продолжает ходить в детский сад. У Пети не было паттернов и истерик, это весьма дружелюбный и контактный мальчик. Но сам он практически не говорил, зато повторял любую услышанную фразу. К 8 годам он не держал карандаш, не мог нарисовать ни одной замкнутой фигуры. О ножницах и речи шло!

Кажется, я понимаю, чего бояться эти родители, скрывая диагнозы. Они бояться "особенного" отношения к их "особенным" детям. Может, просто упорно не хотят поверить в происходящее с ними? Думают, что само пройдёт?

Ещё, вероятно, родителей пугает, что им предложат коррекционное заведение. Хотя об инклюзии в образовании сейчас не говорит лишь ленивый, что-то я не могу заметить психологов и тьюторов в образовательных организациях, как ни присматриваюсь. А коррекция - это... это что? Стыдно?

Но вот ведь какая засада - в детском саду на веки вечные не останешься. Рано или поздно на горизонте каждого замаячит школа с её аттестациями и оценками. Тут происходит невероятное! Вчера подруга, воспитатель того самого сада, где я начинала работать, рассказала: приходит мама швырятеля камней и говорит: "Нам, наверно, льготы какие-то положены. У нас же диагноз." Какой же? Расстройство аутистического спектра. До школы остался один год. Один. Год. До. Школы. Сделайте же невозможное, господа врачи и педагоги! Социализируйте ребёнка с РАС. За год.

П.С. Под конец первой беременности меня настигла эклампсия. Сын родился намного раньше срока со всеми вытекающими последствиями. Дефектологи - мои лучшие друзья! Я видела, каких детей они ставят на ноги и как. И понимаю, что нашей семье удалось избежать страшных последствий, а те небольшие сложности, что мы испытываем со здоровьем ребёнка - это тьфу, фигня. Но мы обратились за помощью к специалистам с первых секунд жизни ребёнка и не отказываемся от неё до сих пор. Думаю, если бы мы тянули до школы, надёжно упрятав голову в песке, это могла бы быть совсем другая история.