Сама мысль о том, что знания способны портиться, ломаться и т.д. может показаться странной: знания — это же информация. Как информация может сломаться? Храни и копируй правильно, всего делов-то. Но не всё так просто. Начнём с того, что знания — это не просто информация, это информация определённым образом ПОНЯТАЯ. Можно выучить текст на иностранном языке — и воспроизводить его совершенно дословно, но не понимать. А можно выучить не дословно — но хорошо понимая при этом. Очевидно, что при, так сказать, внешнем сходстве этих знаний они будут разными, причём существенно. Соответственно, знание может сломаться, повредиться не потому, что повредилась некая информация, передающая это знание — а потому, что его стали понимать иначе, менее правильно. В результате чего оно ослабло, утратило часть своей ценности — ибо в нём утратилась некая (обычно неявная) составляющая, некое «знание о том, как правильно понимать это знание». Ценное знание очень часто имеет такую составляющую, как бы «внешнюю» по отношению к нему — ту, что подразумевается, но напрямую не передаётся и даже не упоминается. Но если эта составляющая по какой-то причине теряется — ценное знание теряет и свою ценность. Зачастую в такой же степени, в которой её теряет замок, у которого пропал ключ — то есть, полностью или около того.
Впечатляющим примером попытки восстановить знание, пострадавшее подобным образом, является вот этот материал (сайт, на котором он расположен, очень интересен и заслуживает самого внимательного изучения именно с точки зрения ремонта и реставрации знаний). Автор этого материала уверен, что так называемые «пытки ведьм Инквизицией» во времена Средневековья на самом деле являлись испытаниями монет — с целью выяснить, сколько в этих монетах драгоценного металла — и тем самым отделить настоящие от фальшивых.
То есть, если автор прав, то история получается такая: инквизиторы, зачем-то, зашифровали свои методы определения качества монет в иносказаниях, в которых вместо монет, проверяемых на подлинность, фигурировали женщины, испытуемые на причастность к колдовству. Методы, зашифрованные в тех иносказаниях, были вполне действенны, базировались на рациональной основе и давали надёжные результаты (если использовать их вместе). Однако потом эти рецепты, с одной стороны, «стали достоянием невежественной общественности» — а с другой ключ, позволяющий понять их правильно, оказался утерян (или просто не был опубликован «для широких народных масс» вместе с изложением методов как таковых). В результате, прочитав всё это и восприняв изложенное буквально, «широкие массы» погубили невесть сколько ни в чём не повинных женщин (а знание о том, как определять подлинность монет, скорее всего, оказалось утрачено — его, похоже, пришлось переоткрывать заново).
Догадка выглядит очень логичной — см. текст по ссылке выше, который нет смысла здесь пересказывать. И, если она верна — это очень яркий пример «реставрации повреждённого знания». Как и другие догадки, изложенные на сайте того же автора — несколько менее убедительные, однако столь же впечатляющие.
К сожалению, проверить, прав ли автор, определивший реальную роль инквизиторов как экспертов — охотников за фальшивыми монетами и теми, кто их чеканит, очень трудно, практически невозможно. Если бы, опираясь на его догадку, удалось, например, найти какой-нибудь клад — это было бы веским аргументом в пользу его и так логичной теории. Но пока, вроде бы, ничего подобного ещё никому не удавалось. Поэтому оный пример, при всей его эффектности, выглядит, всё-таки, не совсем полноценным.
Другой пример повреждения и восстановления ценного знания — не такой масштабный, но гораздо более практичный и ничуть не менее эффектный, приводит в своей удивительной книге «Секреты силового тренинга» Алексей Фалеев (это ссылка на его замечательный, очень полезный сайт «Школа своего тела»). А именно (цитата довольно длинная, но оно того стоит):
Каждое длительное пребывание на холоде закономерно иммунитет снижает. Поэтому, любое закаливание нужно проводить по проверенной временем схеме: горячее — холодное — горячее. И я сейчас назову главный закон закаливания. Главный закон закаливания — закаливаться надо нагреванием, а не охлаждением!
То есть НЕДОЛГОВРЕМЕННОЕ охлаждение — это то же самое НАГРЕВАНИЕ. Именно в этом заключается смысл закаливания холодом.
Это, возможно, звучит парадоксально и не очень привычно, но давайте сами подумаем. Во-первых, надо вспомнить, что иммунитет повышается прежде всего нагреванием. Чем горячее внутренняя поверхность тела, тем активнее начинают действовать иммунные клетки — охотники за бактериями. Именно поэтому повышение температуры тела при заболеваниях и приводит к выздоровлению — это защитная реакция организма на болезнь, в результате которой повышается активность иммунных клеток. А, во-вторых, разогреваться можно, как с помощью тепла, так и с помощью холода.
Перефразируя совсем коротко и просто: правильная закалка холодом — это ВСЕГДА ОЧЕНЬ КРАТКОВРЕМЕННЫЕ охлаждающие процедуры, целью которых является «провокация» защитной реакции организма, «взбадривание» иммунитета, но не более того, НЕ ОХЛАЖДЕНИЕ КАК ТАКОВОЕ (которое, само по себе, ничего хорошего организму не даёт).
Есть основания полагать, что незнание, игнорирование этого (достаточно простого, в сущности...) обстоятельства подорвало или даже погубило здоровье многих десятков, если не сотен тысяч людей. Одни, попытавшись «закаляться как моржи» сумели заставить себя залезть в холодную воду всего несколько раз — после чего бросили это дело, не сумев справиться с возникающими в процессе негативными эмоциями. И не получили всех тех плюсов правильного закаливания, которые могли бы им очень помочь. Другие же, пересилив себя, смогли — в результате чего (в конечном итоге) не избавились от старых болячек и недугов, а наоборот, подстегнули их, да ещё и новые приобрели.
Этот пример, в отличие от предыдущего, на практике проверить легко — проверить и убедиться, что он вполне рабочий. Стоит понять, что для закаливания не нужно каждое утро долгие минуты мучиться под ледяным душем — что для достижения самого что ни на есть верного, правильного эффекта достаточно пятнадцати, а то и пяти секунд — как меняется и отношение к процедуре, и её результаты. ОЧЕНЬ КРАТКИЙ холодный душ, действительно, бодрит, повышает настроение — и заставить себя под него встать совсем нетрудно. И оздоравливающий эффект от него появляется тоже быстро. Всё просто, приятно и полезно.
Да, просто, приятно и полезно — если понимать, что передозировка тут недопустима, что она легко меняет плюс на минус, пользу и удовольствие на вред и бессмысленные мучения. Но этот важнейший нюанс оказался скрыт от очень многих, если не от большинства. В результате появились и стали бесконечно распространяться ещё с Советских времён советы спать с открытой форточкой даже зимой и прочие опасные рекомендации — выполнение которых могло привести (и почти всегда приводило!..) разве что к бесконечным ОРЗ.
Почему же так произошло? По той же самой причине, что в предыдущем примере: важный ключ к ценному знанию оказался утерян — начиная с некоторого момента оно стало передаваться без него. В итоге вместо пользы оно стало приносить вред — как и в предыдущем случае, когда (если автор той догадки прав) вместо проверки монет стали губить ни в чём не повинных женщин. Однако, если в том случае объяснить, почему инквизиторы замаскировали свои рецепты обнаружения фальшивок под пытки ведьм, весьма сложно — то в данном случае, с закаливанием, всё почти очевидно. Именно, создатели методики закаливания, скорее всего, полагали, что ни один психически здоровый человек не станет излишне мучить себя холодом, причинять себе страдания — которые, к тому же, повредят его организму. Потому они и не стали акцентировать внимание на чувстве меры, на том, что излишнего охлаждения следует избегать. В результате из методик закаливания этот аспект постепенно исчез — а те, кто о нём знал, этого даже не заметили; для них сей момент был чем-то само собой разумеющимся.
Увы — затем знание о закаливании холодом попало, видимо, к тем, кто жил по принципу «чем больше, тем лучше». В результате оно оказалось искажено до степени прямой опасности для здоровья. И дальше уже передавалось, в основном, в таком вот искажённом, опасном виде — со всеми этими «моржеваниями для всех», «форточками, которые нужно открывать на ночь даже зимой» и прочими «прелестями».
Однако, как можно видеть, знание, повреждённое подобным образом тоже можно восстановить. Если в правдивом, в принципе, знании вдруг находятся какие-то вопиющие противоречия, явные несообразности и несостыковки — скорее всего, в нём утрачена какая-то важная часть. В первом примере это знаменитое «если подозреваемая утонет, значит, была не ведьма — а если выплывет, следовательно, ведьма, на костёр её!..». Это правдивое знание — в том смысле, что такие методы реально зафиксированы в исторически подлинных источниках. Вместе с тем, как бы ни были наши предки невежественны, всё же идиотизм подобного подхода должен был быть очевиден даже для них. Следовательно, здесь что-то важное упущено; но что же?.. См. выше; версия про испытания монет снимает противоречие.
Аналогично, всем, кто всерьёз интересуется здоровым образом жизни, разными методиками закаливания и т.д., должно быть известно, что к усилению иммунитета приводит повышение температуры тела — а вовсе не её понижение. То есть, любые ДЛИТЕЛЬНЫЕ охлаждающие процедуры иммунитет повысить заведомо не могут; только понизить. Следовательно, и здесь допущена какая-то ошибка; какая же?.. Очевидно, связанная как раз с длительностью подобных процедур: краткие срабатывают как некая провокация, вызов, активация иммунитета. Длительные же — наоборот, вызывают лишь опасный стресс. Следовательно — что?.. Следовательно — полезно лишь очень кратковременное охлаждение. Всё просто.
Всё просто; но это лишь когда знаешь ответ. Множество знаний всё ещё ждут своего часа — момента, когда ключи к ним будут восстановлены и они обретут свою изначальную мощь. Увы — знания часто покалечены неочевидным образом и их восстановление проблематично. К тому же, повреждение знаний происходит не только таким образом — не только утратой какого-то важного ключа, который традиционными носителями этого знания воспринимается как нечто само собой разумеющееся, по каковой причине он и утрачивается. К сожалению, знания повреждаются и по другим механизмам, что ещё сильнее затрудняет их починку. Но и в этих случаях можно сделать довольно много — и успешно восстановить поломанное знание.
Однако об этом — в следующей статье.