Для того, чтобы танцевать на середине зала, нужна отличная подготовка ног, корпуса, спины. Все это достигается упорным трудом и бесконечным повторением комплекса упражнений - экзерсисом. Бывает у станка и на середине зала. Различается по стилям танца, например, классический, характерный, джазовый, т.к. базовый комплекс упражнений можно составить на материале любого танца. Остановимся на классике и характере.
Рабочий день артиста балета начинается к экзерсиса, это самое главное. Комплекс упражнений построен таким образом, что позволяет задействовать все группы мышц, максимально разогреть, дать возможность почувствовать свое тело.
Последовательность экзерсиса у станка по всему миру едина, построена по возрастанию нагрузки на мышцы, скорости и амплитуды движений. Обувь - мягкая, балетки. Экзерсис сопровождается живым музыкальным исполнением на фортепиано.
Экзерсис у станка выполняется сначала с правой ноги, затем с левой, исключение - плие, которое либо с правой, либо с левой. Артист во время урока постоянно поворачивается. Поворачиваться принято только лицом к палке.
Во время выполнения экзерсиса у станка важно следить за постановкой корпуса, не заваливаться на палку, не слишком на нее опираться.
На уроках классического танца после станка будущие артисты переходят на середину зала и приступают к выполнению экзерсиса на середине. Здесь задача усложняется, потому что опоры палки уже нет, и нужно железно держать корпус, чтобы устоять на одной ноге на полупальцах, выполняя движения согласно методике.
Последовательность народно-характерного экзерсиса у станка взята из классического танца. Обувь - туфли. Базовые движения окрашиваются нюансами исполнения согласно хореографии народности, которая взята за основу. Это характерные положения рук, головы. Каждая комбинация экзерсиса может быть основана на разном музыкальном и хореографическом материале. Урок сопровождает концертмейстер, музицируя либо на фортепиано, либо на баяне.