Найти тему
Всем балет!

Что такое экзерсис у станка в балете и зачем он нужен?

Упражнение батман-фондю у станка
Упражнение батман-фондю у станка

Для того, чтобы танцевать на середине зала, нужна отличная подготовка ног, корпуса, спины. Все это достигается упорным трудом и бесконечным повторением комплекса упражнений - экзерсисом. Бывает у станка и на середине зала. Различается по стилям танца, например, классический, характерный, джазовый, т.к. базовый комплекс упражнений можно составить на материале любого танца. Остановимся на классике и характере.

Рабочий день артиста балета начинается к экзерсиса, это самое главное. Комплекс упражнений построен таким образом, что позволяет задействовать все группы мышц, максимально разогреть, дать возможность почувствовать свое тело.
Последовательность экзерсиса у станка по всему миру едина, построена по возрастанию нагрузки на мышцы, скорости и амплитуды движений. Обувь - мягкая, балетки. Экзерсис сопровождается живым музыкальным исполнением на фортепиано.

Женский класс у палки, Ленинградское хореографическое училище
Женский класс у палки, Ленинградское хореографическое училище

Экзерсис у станка выполняется сначала с правой ноги, затем с левой, исключение - плие, которое либо с правой, либо с левой. Артист во время урока постоянно поворачивается. Поворачиваться принято только лицом к палке.
Во время выполнения экзерсиса у станка важно следить за постановкой корпуса, не заваливаться на палку, не слишком на нее опираться.

Концертмейстер сопровождает экзерсис на середине зала
Концертмейстер сопровождает экзерсис на середине зала

На уроках классического танца после станка будущие артисты переходят на середину зала и приступают к выполнению экзерсиса на середине. Здесь задача усложняется, потому что опоры палки уже нет, и нужно железно держать корпус, чтобы устоять на одной ноге на полупальцах, выполняя движения согласно методике.

Последовательность народно-характерного экзерсиса у станка взята из классического танца. Обувь - туфли. Базовые движения окрашиваются нюансами исполнения согласно хореографии народности, которая взята за основу. Это характерные положения рук, головы. Каждая комбинация экзерсиса может быть основана на разном музыкальном и хореографическом материале. Урок сопровождает концертмейстер, музицируя либо на фортепиано, либо на баяне.

Экзерсис у станка. Ансамбль И. Моисеева
Экзерсис у станка. Ансамбль И. Моисеева
Концертмейстер в детской школе искусств
Концертмейстер в детской школе искусств