Кто такой гидрограф, что на самом деле лежит на морском дне и почему женщина на корабле — это порой очень опасно. На эти и другие вопросы о жизни «на волнах» ответил выпускник питерской «Макаровки» Валентин Бронников.
— Как ты попал в море?
— Я сам из Мурманска, у нас есть ледокольная база, и с детства хотел на ледоколе сгонять на Северный полюс. Однажды смотрел канал Discovery и увидел подводные работы. С них же, кстати, и начинается фильм «Титаник». Стал интересоваться, где на это учат. Узнал, что в мире 4-5 вузов, которые готовят гидрографов. Один из них - питерская «Макаровка». Подал туда документы, и в 20 лет попал на Северный полюс с экспедицией.
— Что делают гидрографы на корабле?
— У нас много мониторов, 12 экранов и нужно просто на них смотреть одновременно почти. На них, в основном, навигационные системы, наклоны корабля, строится трехмерная моделька дна, потом составляем карты.
— Сложно?
— В определенный момент ты так хорошо это делаешь, что открываешь ноутбук, включаешь какую-нибудь серию «Игры престолов» смотришь сериал и успеваешь за всем следить.
— А сколько всего экспедиций было в твоей жизни?
— Много, около 50, я почти везде был кроме Северной Америки, Новой Зеландии и Австралии.
— Какие запомнились больше всего?
— Самое экзотичное — Африка, Алжир, Намибия, Колумбия. У побережья Африки мы исследовали подводные вулканы, которые извергаются лавой на глубине шесть с половиной километров. Сверху этого даже не видно, вода гасит лаву, но лава все равно мощнее. Там пузырьки такие как в джакузи: слишком большая глубина, слишком большое давление. У нас была очень интересная операция для норвежской компании: мы с помощью специального прибора обследовали действующий вулкан на глубине 6 километров. Нам нужно было хватануть минералы с вулкана и поднять его к себе. Геологи потом разбивали его на куски и вытаскивали всяких монстров и яйца неизвестного существа.
— Что-нибудь еще интересное находили?
— Макаронного монстра в Нигерии! Это мы его так прозвали. На самом деле — это кальмар высотой шесть метров, который выглядит как куча слипшихся макаронин. Он обитает на глубине на глубине от трех километров и глубже. Еще находили сокровища! В наш Финский залив попало контрабандное золото 18 века. Его голландцы вывозили на своих кораблях, хорошо упаковав, чтобы таможня не узнала. А когда они вышли в море, настала зима — судно сдавило льдом, его пришлось бросить и уйти пешком. Они отправились в Голландию, а судно затонуло. По документам нигде ничего не значилось, потому что контрабанда.
— А сейчас провозят контрабанду?
— Обычно возят мотоциклы и сигареты. Никто не связывается с наркотиками или чем-то таким. Сигареты самое простое: они ничего не весят и хороших денег стоят. Мотоциклы можно разобрать на части и его никто не найдет, то есть его разбирают на части и подключают к судовым агрегатам. Вилку, например, прячут в трюм, где крановая балка. Выглядит как обычная аппаратура.
— В твоих экспедициях бывали опасные случаи?
— Два раза в айсберги врезались. Один раз сильно, - я аж закурил! Ухожу с вахты, включаю сериал, наливаю кофе, и в этот момент удар. Я звоню на капитанский мостик, спрашиваю, что случились. Сказали, что ледокол разломил айсберг. Выбегаю на палубу - две половинки айсберга с двух сторон лежат. Но наш ледокол, как «Титаник» размером, даже ничего не треснуло.
— Близкие не боятся за тебя?
— Уже нет, раньше немножко.
— А самому не страшно?
— Сейчас нестрашно плавать, есть гидрокостюмы. На каждого члена экипажа лежит не только жилет, но и гидротеромокостюм «крабик». В него залезаешь, застегиваешься и выбрасываешься за борт. Даже если вода будет ледяной, сможешь продержаться сутки, будет не очень приятно, будет мутить сильно, потому что нет ни ребер жесткости, ничего. Даже если ты, ударяясь об воду, отключишься, он тебя перевернет так, чтобы можно было дышать. Замерзнуть шансов нет. В «Титанике» все погибли в основном из-за обморожения, а сейчас эту проблему решили с помощью гидрокостюмов. Костюм пропускает воду, она нагревается за счет температуры тела, и тебе тепло.
— Как экспедиции сказываются на здоровье? Все-таки движения мало, да и смена климата.
— Сейчас супервайзеры следят, чтобы в море человек был не больше двух месяцев. Это требование такое международное. Конечно, в экспедициях ходишь мало. А когда возвращаешься, в первый день нужно отчеты сдавать, бегать много, - ножки болят. Но есть и приятные моменты: на кораблях, как правило, есть спортзал, душ Шарко, сауны.
— А как обстоят дела с алкоголем?
— Алкоголя сейчас нет, раньше пиво выдавалось, а сейчас ничего. Говорят, это из-за драк. Как-то один матрос другому из-за девушки голову проломил, а когда стали расследовать, один из них сказал, что, мол, по-пьяни: напились пива.
— Получается, женщина на корабле действительно к беде. А много вообще девушек в экспедициях?
— Их очень много стало: гидрология, гидрография — одни девушки. Недавно курсантки «Макаровки» во время экспедиции открыли новый остров. На Новой Земле сошел небольшой кусочек ледника, их отправили проверить: земля оголилась нужно ее померить — на карту нанести это все. Они приехали начали измерять, а это оказался отдельный остров.
Беседовала Мария Богомолова