Найти тему
Кириллица

За какие проступки на Руси закапывали живьём в землю

Оглавление

За тысячелетия русской истории были проведены миллионы публичных казней. Их целью было не столько наказание преступников, сколько устрашение окружающих. Публичные порки, обезглавливания, четвертования и другие виды казни являлись предупреждением тем, кто в силу разных обстоятельств обдумывал план совершения противозаконного деяния.

Одной из таких казней являлось закапывание в землю живьем. Человека при этом не полностью хоронили (в этом случае он задохнулся бы в течение нескольких минут и умер относительно легко и быстро), а погружали в землю по грудь или шею. Такой способ наказания обеспечивал жертве долгую и крайне мучительную смерть.

Кого так казнили

Согласно «Соборному Уложению» 1649 года, в землю закапывали женщин-мужеубийц (глава XII, статья 14). Казнить могли по одному лишь доносу. Наличие детей при этом не считалось смягчающим обстоятельством. Также не принимались в расчет показания ближайших родственников, желавших защитить осужденную.

По закону, преступницу должны были закопать в землю по шею и держать так, пока она не умрет от жажды, голода или болезни. Строжайше запрещалось кормить осужденную или давать ей питьевую воду. Закон велел быть беспощадными к женам, покусившимся на жизнь законных мужей.

При этом история знает немало примеров того, в каком отчаянном положении пребывали эти женщины, прежде чем решиться на убийство. Многие из них годами сносили побои, изнасилования, моральные издевательства от собственных супругов.

Как проводилась казнь

В большинстве случаев осужденных мужеубийц закапывали по горло, иногда — по грудь. Руки женщины при этом находились под землей, так что она не могла защититься ни от бродячих собак, ни от злобных соплеменников. Казнь устраивали всегда на главной площади другим женам «в назидание».

До самого момента смерти преступницы возле нее дежурил часовой. Он следил за тем, чтобы никто не подкармливал умирающую женщину и не оказывал никакой другой помощи. Можно было только бросать монеты ей на похороны.

Казнь закапыванием была тягостной и мучительной. Поскольку жертву обычно погружали в землю вертикально, ее ноги находились на достаточно большой глубине. От них вверх по телу распространялся настоящий могильный холод. На грудь осужденной давили толщи земли, мешая нормально дышать. Через несколько дней она заболевала и начинала еще больше страдать.

Иногда часовой мог сжалиться и утоптать землю вокруг казненной. Тогда почва становилась каменной и сильнее давила на легкие. Женщина в этом случае умирала через 3—5 часов. Но так поступали редко, боясь понести наказание за сочувствие к мужеубийце. Обычно казнь длилась долгими днями, а то и неделями (зимой жертва замерзала и умирала быстрее).

Чудесное спасение

Описания таких казней оставили многие историки и общественные деятели 18—19 столетий. В частности, историк Борис Дорн и английский посол Чарльз Витворт. Последний лично наблюдал казнь в 1706 году. Он описал, что осужденную не просто зарыли в землю по шею. Перед ее лицом еще и повесили только что отрубленную голову соучастницы, казненной на глазах закопанной женщины. Вариантов казни и дополнительных издевательств было множество.

Через 20 с лишним лет в Москве состоялась еще одна казнь мужеубийцы. Осужденную Ефросиньюзарыли в землю 21 августа. Женщина мучилась целый месяц. Смерть положила конец ее страданиям только 22 сентября. Больше об этой женщине ничего не известно.

Иногда осужденным мужеубийцам удавалось выжить. В 1677 году произошел знаменательный случай. Казнили некую Фетюшку Жукову. Женщина отбывала наказание несколько суток. Все это время сердобольные инокини из ближайшего монастыря подавали прошения помиловать грешницу и отправить на покаяние в святую обитель.

Прошение наконец было удовлетворено. Изможденную женщину выкопали и постригли в монахини. Мужеубийца до конца своих дней отправилась в обитель замаливать грехи. Таких случаев описано несколько, что еще раз подтверждает: монашество было единственным спасением для женщин, осужденных на эту страшную казнь. И оно было огромным счастьем. Не всегда было кому заступиться за преступницу. Большинство умирало в ужасных муках.