(1844-1896) Французский поэт, один из основоположников символизма и импрессионизма, крёстный отец Серебряного века поэзии.
Родился Поль Мари Верлен в городе Мец на северо-востоке Франции в семье капитана инженерных войск. Из-за специфики работы отца Поль с семьёй часто переезжал из одного города в другой. Наконец, в 1851 году отец ушёл со службы и Верлены поселились в пригороде Парижа. В 11 лет Поль поступил в лицей Бонапарта, во время обучения в котором увлёкся поэзией Гюго, Готье и особенно — Шарля Бодлера. В возрасте примерно 14 лет Верлен и сам стал писать стихи, и даже отправил Виктору Гюго своё стихотворение «Смерть». Тот, однако, юноше не ответил.
Из-за тяжёлого финансового состояния семьи Верлену в 1862 году пришлось поступить в Школу права, по окончании которой он планировал устроиться в министерство финансов. Однако этим планам не было суждено сбыться: через два года он бросил занятия и начал работать в страховой компании. К этому моменту Верлен стал издаваться — в 1863 году в журнале «Обозрение прогресса» было опубликовано его первое стихотворение «Господин Прюдом»:
Порядок любит он и слог высокопарный;
Делец и семьянин, весьма он трезв умом;
Крахмальный воротник сковал его ярмом,
Его лощеные штиблеты лучезарны.
Что небеса ему? Что солнца блеск янтарный,
Шафранный, золотой? Что над лесным прудом
Веселый щебет птиц? Ведь господин Прюдом
Обдумывает план серьезный и коварный:
Как в сети уловить для дочки женишка;
Есть тут один богач, уже не без брюшка,
Солидный человек, - не то что сброд отпетый
Стихослагателей, чей заунывный вой
Прюдома более допек, чем геморрой...
И шлют вокруг лучи лощеные штиблеты.
1866 год стал очень важным для Верлена: в марте его стихи были опубликованы в альманахе «Современный Парнас», а в ноябре свет увидел первый личный сборник Поля «Сатурнийские стихи». В это время поэт начал вести богемный образ жизни и часто посещал сомнительные заведения. Смерть кузины, которую Верлен очень любил, в 1867-м подтолкнула его к бутылке. Лишь через через два года ему удалось избавиться от пагубной привычки, когда он познакомился с Матильдой Моте, которая в 1870-м стала его женой.
Однако в том же году мирная жизнь Верлена была нарушена: началась франко-прусская война, и поэт добровольно вступил в Национальную гвардию. Во времена Парижской коммуны в 1871 году Верлен работал в мэрии, летом того же года ему начал активно писать его поклонник, начинающий поэт Артюр Рембо. В итоге Верлен пригласил юношу в Париж и начал проводить с ним всё больше времени. Их дуэт быстро стал скандально известным: они много пили, употребляли наркотики, а Рембо во время очередной ссоры в литературном кружке «Дрянные мальчишки» шпагой ранил фотографа. К тому же, Рембо, влюблённый в Верлена, всеми способами пытался разрушить его брак с Матильдой, желая вырвать поэта из «мелкобуржуазного мира».
В конечном итоге Верлен оказался меж двух огней и совсем потерял голову: в начале 1872 года он избил жену и угрожал убить сына-младенца. Матильда подала на развод, и Верлен переехал к Рембо. Вскоре Поль раскаялся и пообещал супруге разорвать все связи с Артюром, но так этого и не сделал. У Верлена начались проблемы с психикой: в мае того же года он украл сына, но позже вернул Матильде. В июне 72-го внутренняя борьба Верлена достигла своего пика — выйдя за доктором для заболевшей Матильды, он случайно встретил Рембо и немедленно уехал с ним из Парижа, а затем и из Франции в Бельгию.
В 1873 году они уехали в Лондон, где произошло событие, изменившее жизнь обоих поэтов: во время очередного скандала пьяный Верлен прострелил Рембо запястье, за что был приговорён к двум годам лишения свободы. После освобождения Верлен остался совершенно один: Матильда его избегала, Рембо разорвал с ним все связи, а поэты-коллеги отвернулись от него. Скрыв своё прошлое, Верлен в 1876 году устроился учителем, однако через три года, когда правда стала известна, покинул Францию и поселился в Лондоне с юношей Люсьеном Летинуа. В 1880 году вышел новый крупный сборник Верлена «Мудрость».
И красота, и слабость женщин, их печали,
И руки бледные, источник благ и зла,
Глаза, где жизнь почти все дикое сожгла,
Оставив то, пред чем мучители дрожали,
И с лаской матери, когда бы даже лгали
Уста, всегда их голос! Призыв на дела,
Иль добрый знак, или песнь, когда застигнет мгла,
Или рыданье, умершее в складках шали!..
Как люди злы! Как жизнь нелепа и груба!
Ах! Если б нам не поцелуи, не борьба,
Осталось нечто доброе в верховном круге, -
Что зародилось в сердце детском и простом,
И честь, и милость! Это - верные подруги,
Иное что останется, когда умрем?
Несмотря на то, что последующие годы душевное состояние Верлена ухудшалось, в творчестве он сохранял необъяснимую ясность ума: именно в этот период, когда поэт остался без денег и неразборчиво менял любовниц, он написал наибольшее количество стихов. Тогда же пришло признание его литературных достоинств, которое, однако, не улучшило положения Поля. В 1885 году Верлена поразил артрит, и он практически утратил возможность ходить, в том же году суд официально оформил его развод с Матильдой. Последние годы своей жизни поэт провёл в обществе уличной проститутки Эжени Кранц, в 1896 году он скончался от воспаления лёгких. Удивительно, что Верлен продолжал жить «на дне», хотя его уже почитали как одного из величайших поэтов-современников.
Я странной личностью слыву среди людей:
Для некоторых я - отъявленный злодей,
Другие говорят, что я - кретин убогий,
А кое-кто меня возводит в полубоги
Или в апостолы. За что такое мне!
О Господи, за что? Приличен я вполне,
Хотя мне выдержки подчас недоставало.
Познал я радости, но и страдал немало.
Несчастья, всякий раз вы для меня горьки,
Хотел я мирно жить, порывам вопреки,
Разумно жить хотел, не преступать приличий,
Как учат мудрые и как велит обычай
Отцов и пращуров. Короче, я скорбел,
Страдая от своих от недостойных дел,
Я кровью исходил, униженный, похожий
На жалкого раба. Всегда по воле Божьей
Раскаивался я, и душу совесть жгла.
За все недавние и давние дела,
За прихоти свои я расплатился разом.
Автор: Денис Божинский