Сегодня мы расскажем, как сложилась судьба самолета Ту-154 авиакомпании «Алроса», который в 2010 году аварийно приземлился на заброшенном аэродроме Ижма. В этой истории есть место как минимум двум, а то и трем, без преуменьшения сказать подвигам.
Но обо всем по-порядку.
Что случилось
7 сентября 2010 года самолет Ту-154 выполнял пассажирский рейс по маршруту Удачный (республика Якутия) — Москва. Во время полета из-за неисправности на борту произошла полная потеря электропитания. Экипажу было необходимо посадить самолет.
Дальнейшее называют чудом. Пилоты обнаружили бывший аэропорт Ижма случайно. Они летели вдоль реки Ижма и визуально искали участок, куда можно приземлиться. Увидели заброшенную взлетно-посадочную полосу и приземлились на нее.
Подвиг №1. Хозяин аэропорта
Аэродром Ижма, который давно был выведен из эксплуатации, поддерживалась в удовлетворительном состоянии начальником вертолетной площадки Сергеем Сотниковым.
Сергей Сотников в течение 12 лет по собственной инициативе следил, чтобы на полосе не было мусора и посторонних объектов, а также вырубал кустарник.
Когда-то в аэропорту Ижмы работали 126 человек. В последние годы оставался только Сотников. Аэропорт был закрыт, полоса для приземления самолетов предназначена не была. В задачи Сотникова входило обеспечить работу вертолетной площадки, куда периодически по разным нуждам прилетали вертолеты. Но Сотников поддерживал и полосу. Если бы она заросла, Ту-154 попросту некуда было бы садиться.
Сотников получил орден «За заслуги перед Отечеством II степени».
Подвиг №2. Посадка с привкусом ошибки
То, что пилоты смогли найти полосу и посадить на нее самолет – неоспоримый подвиг. Самолет летел без электрооборудования, летчики не могли управлять закрылками и снизить скорость при посадке. Они приземлились с третьей попытки.
Посадочная скорость в 350 – 380 км/ч была значительно выше нормы. Самолет выкатился на 164 метра за торец ВПП в кустарник и мелкий лес. Борт был частично поврежден, но все люди (81 человек), находившиеся на борту, были благополучно эвакуированы с использованием аварийных надувных трапов самолета.
Летчиков позже наградили званиями Героев России. Впрочем, в авиационном сообществе нет однозначной оценки аварии. Есть мнение, причем от очень авторитетных экспертов, что летчики сами спровоцировали ситуацию, при которой пришлось идти на столь рискованную посадку.
Летчик-испытатель Рубен Есаян рассказывал, что перед вынужденной посадкой ситуация в кабине развивалась следующим образом. Бортинженер уснул, командир обязан был контролировать бортинженера раз в полчаса, но не делал этого. А когда бортинженер проснулся, он увидел неисправность одного из аккумуляторов и череда его неправильных действий привела к выводу из строя других аккумуляторов тоже. Бортинженера, кстати, тоже наградили.
Подвиг №3. Эвакуация самолета
Еще один подвиг в этой истории совершил тот самый Есаян, начальник летно-испытательного центра института гражданской авиации. Он взялся перегнать отремонтированный и восстановленный самолет с аэродрома Ижмы. Короткая полоса недействующего аэродрома представляет трудность не только для садившихся, но и для взлетавшего пилота.
Судьба самолета
Уже в 2011 году «Алроса» вернула самолет в эксплуатацию. В начале 2018 сообщалось, что он получил новую ливрею.
Впрочем, пролетал он в ней недолго. В октябре самолет совершил последний полет и был передан на баланс Новосибирского музея авиации.
После этого в коммерческой эксплуатации в России остался лишь один борт Ту-154. Он также принадлежит «Алросе» и продолжит полеты до 2021 года.
Использованы фотографии Александра Никулина и Алексея Лопаткова